В кино вышел военный боевик "Под огнем" от авторов "Падения империи"
Вчера они жадно смотрели полуэротический клип на трек Эрика Придза Call on Me, а сегодня пытаются выжить под обстрелом повстанцев. На дворе 2006 год. Они — это отряд "морских котиков", воюющий в Ираке (Уилл Поултер из "Хроник Нарнии", Космо Джарвис из "Сегуна", Джозеф Куинн из "Очень странных дел" и другие). В составе боевой группы — молодой связной и авианаводчик Рэй Мендоса (Д'Фарао Ун-А-Тай из "Псов резервации"). Через несколько лет он оставит службу, возьмется за карьеру в кино и получит известность как военный консультант фильма Алекса Гарленда "Падение империи". А вскоре — при поддержке Гарленда ("Из машины", "Аннигиляция") — сам дебютирует в режиссуре с фильмом "Под огнем". Это подчеркивается во всех промо-материалах, но для надежности сообщается и отдельным титром в начале картины: ~сценарий "Под огнем" написан строго по воспоминаниям самого Мендосы и его сослуживцев.~ По сути это хирургически дотошная реконструкция их боевого опыта — буквально претворенная в жизнь армейская байка. События операции разворачиваются в реальном времени: герои занимают позицию в обычном жилом доме, после чего, например, минут 20 сопят, обмениваются инфантильными подколами, писают в бутылку, наблюдают за обстановкой снаружи и передают данные командованию. Так что поначалу лента обдает странной медитативностью в духе "Убийцы" Дэвида Финчера. Но лишь поначалу. "Падение империи" (которое на самом деле "Гражданская война") было любовным письмом журналистам. "Под огнем" (который на самом деле "Военное дело", паттерн понятен) в каком-то смысле пытается мимикрировать под репортаж с поля боя. Никакого лоска, только ручная камера, люди в кадре обременены разве что намеками на характер — от игрушечных солдатиков они по большому счету отличаются только наличием органов, которые с чудовищной легкостью перестают быть внутренними. Разумеется, это кино про "наших мальчиков". Вряд ли человек, прошедший через военную мясорубку и оказавшийся вплавленным в боевое братство, мог снять какое-то иное. Другое дело, что от этого "Под огнем" не перестает быть антивоенной лентой. Новая картина Гарленда и Мендосы не производит такого уничтожающего впечатления, как "Падение империи" (а еще не блещет такой же бронебойной работой со звуком, из-за которой приходилось вздрагивать от каждого выстрела, — и снята, раз уж на то пошло, на сдачу от предыдущего фильма). Однако с унаследованной оттуда задачей — не допустить соблазнительности изображения — вполне себе справляется. Фильм не ставит перед собой задачу осмыслить империализм США, войну в Ираке и нащупать ответ на вопрос, что именно там забыла американская армия. "Под огнем" не вдается в подробности конфликта, не говорит о систематических пытках и других многочисленных военных преступлениях. Последнее заблаговременно разгневало ту часть зрителей, что оказалась возмущена гарлендовским левоцентризмом в "Падении империи". Однако нужно быть контуженным, чтобы разглядеть в здешнем акте самотерапии оправдание политики администрации Джорджа Буша (а затем и Барака Обамы). Вряд ли его спрятали в одной из частей тела, которое разлетается по улочке города Эр-Рамади в результате подрыва самодельного взрывного устройства. Не слышно его и в истошных воплях: "Зачем?" — в лицо солдатам, которые занимают дом обычной иракской семьи, а оставляют после себя кровавые руины. Все программные тезисы Гарленда на тему содержались в "Падении империи". Это было, если угодно, кино о том, что миром, как пел Егор Летов, правят собаки; читай — Трамп. Новая же картина ныряет в пекло того, что люди вроде Трампа санкционируют — буквально — легким движением руки. И оказывается созвучна другой строчке "Гражданской обороны": "Не бывает атеистов в окопах под огнем". Название: "Под огнем" (Warfare) Дата премьеры: 16 марта 2025 года Дата выхода в России: 10 апреля 2025 года Продолжительность: 95 минут Режиссер: Рэй Мендоcа и Алекс Гарленд В ролях: Д'Фарао Ун-А-Тай, Уилл Поултер, Космо Джарвис, Джозеф Куинн, Кит Коннор, Чарльз Мелтон, Финн Беннетт, Ноа Чентинео, Тейлор Джон Смит, Адайн Брэдли, Майкл Гандольфини, Генри Зага, Эван Хольцман, Алекс Брокдорф