«Галстук в этой стране — “удавка шайтана”». Что носить, о чем говорить и как торговаться на Востоке?
Наши связи с Востоком — долгая и непростая история. Но уже много лет россияне постоянно приезжают в Турцию, Египет, ОАЭ и другие восточные страны и отдыхать, и зарабатывать, строить бизнес. Радик Амиров, автор книги «Исламский этикет» издательства «Бомбора», специальный корреспондент РИА Новости задался целью рассказать, как правильно вести себя на Востоке. Почему на важную встречу с иранцами не стоит надевать галстук, зачем на базаре торгуются, почему восточные люди опаздывают и какие подарки им не стоит дарить — об этом и многом другом он рассказал «Мосленте». Ниже — его монолог.
Про вопросы, которых было слишком много
Восток — целый мир со своими особенностями и тонкостями. Не зная их, сложно контактировать с ним. Но мало кто готов вникать в серьезные исторические, культурологические или религиозные труды. В них очень много смысла, а у людей очень мало времени.
Наши люди постоянно ездят в восточные, в мусульманские страны. Порядки, обычаи и законы там сильно отличаются от наших. Мне хотелось простым языком рассказать, что там происходит, какие правила этикета приняты в этих государствах. И на это было несколько причин.
Во-первых, очень много вопросов я и слышал, и получал от бизнесменов, которые постоянно летают в Турцию, ОАЭ, Египет, Бахрейн и так далее как на отдых, так и по деловым вопросам. Они хотят знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации, почему поведение людей на Востоке, сам их культурный код так отличается от того, к чему мы привыкли в России.
А во-вторых, глядя на все, что последние годы происходит вокруг нас, понимаешь: наши связи с Востоком будут только крепнуть.

Про восточный базар и традицию, идущую от пророка
Что чаще всего вспоминают, говоря о восточных странах? На Востоке — торгуются. Это одна из очень важных традиций, ведь пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сам изначально был торговцем и торговлю всячески поощрял.
При этом он очень четко указывал: нельзя покупателя ни обсчитывать, ни обвешивать. Обманывать нельзя.
Торговля, как и еда, — смысл жизни на Востоке. При этом торговать — это не просто продавать, покупать и зарабатывать деньги. Тут самое важное — общение
Конечно, сейчас в восточных странах есть курьерские доставки, но чаще всего они привозят продукты питания. Также с курьерами передают какие-то документы. За всем остальным идут на рынок.
Восточный базар — это средство коммуникации, возможность живого общения. Люди приходят туда не для того чтобы купить пару лимонов или новую одежду. Они знакомятся, говорят друг с другом, договариваются иногда о чем-то намного более важном, чем покупки. И этой традиции уже много веков.
Так, на базаре могут встретиться родители потенциальных жениха и невесты и договориться о свадьбе. Такие случаи были неоднократно.
Про цены и опытных торговцев
Если вы приходите на восточный базар, помните — цену любого товара лучше делить пополам и начинать торговаться. Ее изначально ставят не для того, чтобы вы ее заплатили.
Не имеет значения, о каком товаре идет речь. На базаре цена не фиксированная, и торговаться нужно. Но это не состязание, в котором ты обязательно должен победить. Это традиционный, подразумевающийся спор, в котором и покупатель, и продавец — оба правы.
Нужно быть готовым к тому, что торговцы всегда будут расхваливать свой товар, каким бы он ни был на самом деле. Это тоже одно из правил игры. Так что даже самую дешевую рубашку предлагать будут так, будто она лучшая на свете — никогда не мнется и не пачкается. Отбивать эти аргументы — задача покупателя.

Мы в России не умеем и не любим спорить и торговаться. А это целая наука. Например, опытный торговец, когда человек еще только подходит к его прилавку, уже видит, на какую примерно сумму тот готов купить товар.
Однажды в стамбульском «Капалы чаршы» — самом крупном и знаменитом базаре этого прекрасного города — я попросил продавца показать, как он работает. Сказал ему: «Вот скажи мне. Сейчас придут три покупателя, что они, на твой взгляд, выберут и сколько денег выложат? Мне просто любопытно». Он рассмеялся, но согласился.
Первым зашел немец. Продавец сказал мне на турецком: «Этот берет тарелку и готов выложить не более десяти долларов, по лицу вижу». Гость берет тарелку, выкладывает десятку и уходит.
Следом зашли русские. «Они, эфенди, больше семи долларов не дадут, возьмут, скорее всего, сувенирку, дома будут раздавать налево и направо», — говорит мне продавец. Русские смотрят на меня и удивляются: у меня футболка «Красно-синий самый сильный эй, эй!», спрашивают, за кого я болею — за ЦСКА, за «Спартак» или за «Зенит». Я говорю: «"Бешикташ", Стамбул, да». Русские поднимают кулак «No pasaran!» и уходят восвояси, забрав кучу сувениров за семь долларов.
Третьими были испанцы. «Эти южане, как и мы, начинают биться, и я у них вышибу 15 долларов, нет, 15 евро! Они берут коврик». Так оно и случилось.
А продавец угостил меня сладостями и чаем, сказал: «Ты тоже работал, ешь. Слушай, возьми точно такой же коврик, как эти испанцы, я тебе за шесть долларов подарю. Не хочешь?! Ну, возьми кулончики, брелочки? За 15 центов отдам, эфенди, мы же братья, единоверцы, тюрки». Даже под братский разговор он пытался всунуть мне свои побрякушки.
Традиция таких торгов существует только на базаре. В торговых центрах, как правило, фиксированные цены. Но и там изредка бывает, что рубашку, которая стоит 15 долларов, отдают за десять.

Про еду и значение восточного кофе
Еда на Востоке — это целый культ со своими законами и правилами. В первую очередь, если вы собираетесь в мусульманскую страну или отправляетесь в гости к людям, исповедующим ислам, стоит держать в уме: эта религия предполагает ряд ограничений.
В исламе запрещено есть свинину и пить алкоголь. И тут важно понимать один момент. Если я все же буду есть свинину или выпивать, Аллаху от этого плохо не станет, но на моем здоровье и сознании это скажется негативно. Здоровье человека — вот что в исламе ценится очень высоко.
Если говорить о еде и питье, которое разрешено, то с их помощью можно сказать человеку то, что на Востоке не принято говорить словами.
Например, если вы пришли в гости к знакомым, а вам не предложили кофе или чая, это очень четкий сигнал. Вам дают понять, что вас здесь не ждут
Говорить при этом с вами будут очень вежливо, даже приветливо. Для восточных людей не предложить гостю угощения — достаточный знак, чтобы все понять без слов.
Но если тебя рады видеть, тогда угостят по-настоящему. Еда будет очень обильной. Но и тут есть свои нюансы. Так, в какой-то момент, пока еще не объелись, нужно сказать одно слово: «Исраф!» Вообще-то оно обозначает чрезмерное и бессмысленное расточительство, но и в этом случае тоже подходит.
Восток вообще живет символами. Там никто не будет ничего подробно объяснять. Нужно самостоятельно разобраться, что значит тот или иной жест.
Про галстук в Иране
В каждой восточной стране есть ряд специфических особенностей. Например, один мой товарищ уже десять лет ведет бизнес с Ираном. Он неоднократно жаловался, что на протяжении всего этого времени никак не может понять психологию иранцев. Переговоры идут хорошо, все улыбаются, а потом то дело никак не сдвинется с места, то идет, но очень медленно.

Потом выяснилось, что в самом начале этот бизнесмен прокололся — приехал на переговоры в галстуке. Для россиян это нормально, этого требует деловой этикет.
Надо просто знать, что в Исламской Республике Иран галстуки не носят. По сложившейся там традиции, считается, что галстук — «удавка шайтана».
Относиться к этому можно по-разному. Но если ты приходишь на деловую встречу с иранцами в галстуке, то показываешь, что не уважаешь традиции своих партнеров. Вряд ли им это понравится.
Также в Иране под запретом глубокий вырез. Причем речь тут как о женской, так и о мужской одежде. Если посмотреть на самих иранцев, ворот у них всегда, как у солдат, — очень аккуратный, прибранный.
Про немецкого летчика и человека из Краснодара
Есть хорошая русская пословица: встречают по одежке. Для Востока это тоже железное правило. Например, если женщине в восточной стране положено быть в хиджабе, то ей нужно быть в хиджабе.
Ровно 20 лет назад я был в хадже (посещение Медины, где похоронен пророк Мухаммед и посещение Мекки, где расположена мечеть аль-Харам, в которой находится одна из главных мусульманских святынь — Кааба, — прим. «Мосленты»). В Джидде (это неподалеку от Мекки) со мной в отеле был один немец, пилот гражданской авиации. Он жил в Саудовской Аравии вместе с семьей и работал в «Саудовских авиалиниях».
Я спросил у него, носит ли его жена хиджаб и как она к этому относится. Он ответил, что ему платят настолько больше, чем в «Люфтганзе», что у его супруги местные традиции вопросов не вызывают
Ее хиджаб — это условие контракта. Если бы она появилась на улице без него, этот контракт был бы расторгнут.
При этом они оба — христиане, лютеране. Но саудиты, по словам этого человека, ни разу не пытались проповедовать ему ислам. Они пригласили его в страну исключительно как профессионального летчика.
В феврале этого года я был в Бахрейне. В отеле говорил с одним парнем, который приехал туда из Краснодара. Когда он перебрался в Бахрейн, его попросили не надевать шорты. Он носит брюки и рубашки с длинным рукавом, застегнутые под воротник. Его это не беспокоит. Когда он пришел подписывать контракт на пять лет, там стояла такая сумма, что запрет на шорты не выглядел каким-то неудобством.

Про уличную обувь, собак и простой способ оскорбить человека
Если говорить о поведении в гостях у восточных людей, то там, как и у нас, не принято ходить в уличной обуви.
Когда вы приходите в гости к мусульманам, не стоит спрашивать их: «Почему у вас нет собаки?» — даже если вы собак очень любите. Это животное в исламе считается нечистым. Мусульмане собак не заводят.
Кошка — другое дело. Это чистые животные. Кошек любил сам пророк Мухаммед. И еще! Если вы в гостях на Востоке, даже полностью расслабившись, не кладите ноги на стул, на кресло или на стол. Можно попасть в крайне неприятную ситуацию. Показать собеседнику подошву на Востоке — значит оскорбить его.
Про коптские татуировки и каирские улицы
Мало кто учитывает, что на Ближнем Востоке не все страны — мусульманские. Так, например, Ливан и Турция официально — светские государства. Довольно большая часть их населения не исповедует ислам или, мягко говоря, не так строго следует религиозным правилам. Так, в том же Ливане есть и мусульмане, и христиане нескольких конфессий, и много кого еще.
А в Египте живут копты. Если увидите там девушку или парня с татуировками на пальцах или на запястье, не надо спрашивать, сидели они или нет
Это копты, христиане. Когда-то, в период серьезных притеснений, их заставляли снимать с себя все религиозные знаки. И они стали делать татуировки. Все можно снять с человека, но кожу — только вместе с жизнью.
Кстати, если окажетесь в Каире, не ходите по улицам без сопровождающего. В этом городе нет пешеходных переходов — ни наземных, ни подземных. Конечно, там есть светофоры, но на них мало кто смотрит.

Про подарки
Если вы хотите сделать восточным друзьям или деловым партнерам подарок, это может быть все что угодно. Конечно, кроме алкоголя и других запрещенных в исламе вещей.
Хорошим подарком могут стать традиционные сувениры — медведи, шапки-ушанки, российский шоколад и так далее.
Но если вы хотите подарить что-то из еды, даже если речь идет о коробке шоколадных конфет, важно, чтобы на ней был значок «халяль» (маркировка продуктов, приготовленных с соблюдением необходимых в исламе правил, — прим. «Мосленты»). В противном случае можно попасть в неудобную ситуацию.
Так, однажды муфтию подарили коробку конфет, но выяснилось, что они — с алкоголем
Любые сувениры хороши. Например, можно привезти в подарок тарелку с изображением Красной площади. Такие вещи очень популярны. И во всем должна быть яркость. Восток любит краски. А еще любит кажущиеся безалаберность и хаос, но в них есть свой порядок.
Про женщин в мужских разговорах
Когда с восточными партнерами пытается наладить взаимодействие женщина, у которой есть свой бизнес, будет правильно, если на всех переговорах с ней будет мужчина-сопровождающий. Это должен быть кто-то из родственников — муж, сын, отец или брат. Женщина в одиночку в восточных переговорах не участвует. Это правда.
Причем важно, чтобы с ней пришел не ее заместитель, не коллега, а именно кто-то из семьи, из самых близких. Даже если, к примеру, ее супруг не занимается бизнесом вместе с ней, это неважно. Пусть он полетит на переговоры со своей женой, пусть примет участие. Когда договариваться приезжает семья, к этому относятся очень трепетно.

Про время, пунктуальность и умение ждать
На Востоке забудьте о пунктуальности. Если на переговоры, которые по плану должны длиться два часа, ваш восточный партнер опоздал на все три, ничего страшного. Не надо ему звонить, писать, спрашивать, где он.
На Востоке совсем другое отношение ко времени. Восток его не понимает и не принимает. Если только время намаза. Это время знают почти все. А если человек сказал вам, что приедет на деловую встречу, он приедет. Не надо его торопить. Так он тоже дает вам знак и смотрит на вашу реакцию. Есть ли у вас терпение или вы не умеете ждать?
На Востоке даже такси в аэропорт иногда не подъедет вовремя. Поэтому во многих местах операторы начали брать в таксисты индийцев. Они обходятся работодателям значительно дешевле, да и пунтктуальней, чем местные
Есть еще одно правило. Если группа людей куда-то отправляется, например, уезжает после переговоров, кто-то из них обязательно должен вернуться или задержаться минут на пять, чтобы еще немного поговорить с теми, кто остается. Это определенная философия, жизненный уклад. Так люди видят, готов ли человек вложить в них и совместное дело такую большую ценность, как свое время.
Опять же, если вы запланировали двухчасовые переговоры, это не значит, что все два часа вы будете говорить о делах. Большую часть времени вас будут расспрашивать о вашей семье, о ресторанах, в которых вы успели побывать. Вам расскажут о каких-то местах, куда обязательно нужно зайти, блюдах, которые непременно надо попробовать. На разговор о деле останется совсем немного времени. Многие не понимают, почему так происходит. Что ж, такова традиция восточного разговора. А традиции на Востоке принято соблюдать.
Книгу Радика Амирова «Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе» можно найти на всех крупных маркетплейсах и в книжных магазинах.