Лазарева суббота 2025: загадки и события праздника, как его провести правильно

12 апреля 2025 года, за неделю до Пасхи, православие отмечает Лазареву субботу - праздник удивительный. С одной стороны, даже те, кто услышал его название - "Лазарева суббота" - впервые, на самом деле знают про него намного больше, чем можно подумать. Ведь все понимают смысл выражение "небесная лазурь", многие помнят, что такое лазареты. С другой стороны, даже для тех, кто хорошо знаком с праздником, в нем таятся загадки. Например, почему в Лазареву субботу в храмах вспоминают слезы Христа? Почему день, когда Христос плакал - праздник? А еще Лазарева суббота отвечает на глобальные вопросы: что есть жизнь? Заканчивается ли она умиранием тела? Что такое воскрешение умершего? Чем воскрешение отличается от воскресения мертвых? Почему Лазарева суббота касается каждого из нас? И, наконец, Лазарева суббота поможет нам добраться до глубинного символизма фресок Джотто. Итак, открываем Евангелие от Иоанна, берем в помощь знаменитую фреску Джотто "Воскрешение Лазаря", и вперед.

Лазарева суббота 2025: загадки и события праздника, как его провести правильно
© Российская Газета

Кем был Лазарь, чье имя носит Лазарева суббота?

Лазарь - греческая форма мужского имени еврейского происхождения. В переводе с иврита оно означает "Бог помог". И история с Лазарем, которая легла в основу Лазаревой субботы полностью это имя оправдывает. Лазарь, в честь которого назван праздник, был почитаемым иудеем из Вифании - селения километров в трех от Иерусалима. А еще другом Христа - Иисус не раз гостил в доме Лазаря, знал его сестер - Марфу и Марию.

О чем говорят на Лазареву субботу в храмах? Какое событие лежит в основе праздника? Как это нас касается? Какие уроки мы можем вынести из этого?

В храмах в день Лазаревой субботы вспоминают событие воскрешения умершего Лазаря - именно оно лежит в основе праздника. Причем в Церкви уточняют: "воскрешение четырехдневного Лазаря", то есть Лазаря, умершего четыре дня назад и "уже смердящего". Запомним, что речь идет о воскрешении мертвого - именно воскрешении, а не воскресении, в чем разница, поговорим позже. Кстати, согласно церковному преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, а потом умер - как все люди.

Однажды Лазарь заболел, и его сестры, помня, что Иисус исцеляет больных и увечных, надеясь, что Он спасет и Лазаря, послали к Христу гонцов. Но, услышав нерадостную весть о болезни друга, Иисус, к удивлению многих, не поспешил к больному сразу же, нет. Как сообщает Евангелие от Иоанна, Иисус задержался еще "на два дня в том месте, где находился".

Но почему Иисус медлит, если речь идет о смертельной болезни Его друга? Этим вопросом задавались и все очевидцы происходящего две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека Святые Отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего. "Для того медлит Иисус, чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или лишение чувств, но не смерть", - комментирует этот момент святитель Иоанн Златоуст.

И вот, через несколько дней, Иисус с учениками, наконец, приходит в Вифанию. Приходит, когда, казалось бы, уже слишком поздно - ведь родные уже успели похоронить умершего!

"Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой", - восклицает Марфа, увидев Иисуса, подходящего к гробнице Лазаря. "Воскреснет брат твой", - отвечает Иисус. Евангелист Иоанн, рассказывая о воскрешении Лазаря, не скрывает сомнений, охвативших Марфу и всех пришедших оплакивать умершего Лазаря. Как верующие иудеи они знают: когда-нибудь Лазарь воскреснет из мертвых, но сейчас-то в нем жизни нет! "Прошло четыре дня после смерти! Ты пришел поздно!" - этот упрек к Христу никем не высказан, но он отчетливо слышен!

И тут Иисус произносит слова, не совсем понятные убитым горем людям, слова, имеющие глубочайший смысл: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Верите ли в это?" Стоит ли говорить, что это обращение не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам? А дальше происходит нечто совсем удивительное. Увидев плачущую Марию, Иисус "Сам восскорбел духом и прослезился".

Но почему Он, Бог, плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешен! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает нам, людям! И этот момент крайне важен! Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Бог и есть Любовь. И это первый урок, который мы должны вынести из истории воскрешения Лазаря.

Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". Святые учат: для нас тут пример того, как надо скорбеть об умерших. Нельзя быть несострадательным, ведь это "зверонравно", но нельзя и всецело отдаваться скорби, проливая много слез - это малодушно. И это урок второй.

Но вернемся к строгим строкам Евангелия. Подойдя к гробнице, Иисус говорит: "Уберите камень" - Лазарь был погребен в пещере, вход в которую и закрывал камень. "Господи! Уже смердит! Четыре дня прошло, как брат умер!" - пытается остановить Иисуса Марфа. Но Иисус ей в ответ: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и воззвал громким голосом: "Лазарь, выходи!" вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. И Иисус говорит: "Развяжите его, пусть идет".

Этот властный призыв Христа "Лазарь, выходи!", который звучит в день праздника в храмах, обращен не только к Лазарю. Он обращен и к нашим душам, погребенным под спудом грехов, к душам, как выразился один святой, "от наших грехов смердящим". В одной из молитв Великого поста слышен похожий призыв: "Душа моя, восстань, что спишь?"

Чем было воскрешение Лазаря? Чем отличается воскрешение от воскресения мертвых? Одной буквой?

Воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердел", к жизни земной, то есть по сути - реанимация, первая реанимация в истории человечества. А воскресение мертвых - это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение из мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока". Залогом грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям.

Почему Церковь придает событию воскрешения Лазаря такое значение?

Иисус Христос победил смерть, и вот как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, Церковь и установила празднование Лазаревой субботы - за неделю до Пасхи, когда речь будет уже идти не о воскрешении, а о Воскресении Христа из мертвых.

Как провести Лазареву субботу правильно?

Чтобы подчеркнуть важность дня, на Лазареву субботу смягчается пост. Наши предки в этот день ставили на стол рыбную икру - продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались почему? Икринка - это зародыш новой жизни. Но ведь и смерть в христианстве - это не уход в небытие, а рождение в жизнь вечную. Так богословие проникало в бытовую жизнь, освещало ее. Кстати, это вовсе не значит, что мы теперь должны расшибаясь в лепешку, ставить дорогостоящий продукт в день Лазаревой субботы на стол - как это советуют некоторые СМИ. Все же самый правильный способ провести удивительный праздник - Лазареву субботу - это прийти на богослужение в храм.

Лазарь, лазареты, лазурь Джотто и третий урок Лазаревой субботы

А теперь самое время вернуться к началу статьи. Уверена, о том, какое отношение к воскрешению Лазаря и Лазаревой субботе имеют передвижные больницы - лазареты, вы уже догадались. Но что с лазурью? И тут тоже ничего сложного: слова "лазоревый, лазурь" означают оттенок синего, цвет неба в ясный день, цвет Божественного покоя и Божественной вечности. Не берусь утверждать, что слова "лазоревый, лазурь" происходят от имени Лазарь, означающего, напомню, "Бог помог", но то, что эти слова созвучны, очевидно. И, наконец, про знаменитую фреску Джотто "Воскрешение Лазаря" и третий урок нашего праздника. Вглядитесь в этот шедевр живописи! В этот ярко-лазурный цвет Небес здесь. Искусствоведы считают Джотто величайшим красочным символистом, поэтому перед нами не просто синее небо, нет! Небесная лазурь фрески - символ Божественного в нашем мире! А теперь обратите внимание: небо у Джотто начинается не где-то там, в вышине, оно вокруг, оно рядом, оно плотно заполняет собой все свободное пространство! И не только потому, что тут, на наших глазах, творится чудо - воскрешение уже умершего Лазаря. Нет, Бог всегда не где-то там далеко, а здесь, Его Любовь всегда с нами - и это третий урок праздника под названием Лазарева суббота!