Ас из Казацкой слободы
В год 80-летия Победы продолжаем серию публикаций о курянах, удостоенных высших государственных наград. Сегодня мы расскажем об уроженце Курска Сергее Сыромятникове. В областном центре в честь героя названа улица, а в советское время курский аэроклуб носил его имя. Парень из рабочего района Сергей Сыромятников родился в 1921 году в Курске в семье рабочего. Как вспоминала его сестра, он был смелым, ловким парнем, имел много друзей, любил музыку, играл в школьном оркестре. С самого детства мечтал стать лётчиком. Ребята в школе делали модели самолётов. Серёжа сделал самую большую модель. Она стояла в доме на видном месте. Кстати, Сергей учился в одном классе с ещё одним будущим легендарным пилотом Андреем Боровых. Это была обычная школа в Казацкой слободе Курска. Сейчас это средняя школа №9. На фасаде здания в честь героев установлены памятные таблички. Здесь же, в Казацкой слободе, родились Николай Пигорев и Фёдор Скорятин, также удостоенные званий Героев Советского Союза. Окончив 7 классов средней школы, парень недолго поработал на одном из заводов Курска. Но мечте о небе не изменил и пошёл заниматься в аэроклуб. Получив начальную лётную подготовку, весной 1939 года он добровольцем вступил в Красную Армию и был направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После года учёбы, в марте 1940 года, младший лейтенант Сыромятников был переведён на Дальний Восток к месту службы. Перед отправкой Сергей ненадолго заехал в родной Курск. Родные, друзья и соседи с восторгом смотрели на высокого, статного парня в красивой лётной форме. Сложно было поверить, что ещё совсем недавно это был обычный слободской паренёк. На Дальнем Востоке он узнал о начале войны. Весной 1942 года 429-й истребительный авиационный полк, в котором служил Сергей, был переброшен на запад. Полк вошёл в состав ВВС Юго-Западного фронта, войска которого в мае приняли участие в боях под Харьковом. В первых боях лётчик проявил себя как «хладнокровный, смелый и решительный». К июлю 1942 года Сыромятников совершил около 60 боевых вылетов, в воздушных баталиях сбил три истребителя Ме-109 Люфтваффе. Летал курянин на истребителях Як-1 и Як-7 – «рабочих лошадках» первой половины Великой Отечественной. С июля по август полк Сергея участвовал в Сталинградской битве. Спасение лейтенанта Сыромятникова 19 июля в составе группы из четырёх самолётов на своём Як-1 Сергей вылетел на разведку в Воронежскую область. Обнаружив мотопехоту противника в Ольховатке, советские лётчики атаковали со стороны солнца. С первого захода подбили четыре автомашины. После чего нацисты открыли ответный огонь. Пулемётной очередью самолёт курянина был повреждён, мотор заглох. Неуправляемая машина с огромной скоростью понеслась к земле. Шансы остаться в живых казались минимальными. Но Сергей был настоящим асом. Мастерски спланировал в сторону от вражеской колонны и приземлился в нескольких километрах от неё на поле в высокую траву. К самолёту рванули гитлеровцы. Счёт шёл на минуты. Конечно, Сыромятников знал трагическую историю первого Героя Советского Союза – курянина Владимира Бочарова. В 1936 году Владимир был сбит в небе Испании и совершил вынужденную посадку на вражеской территории, захвачен в плен франкистами, подвергнут зверским пыткам и казнён. Тело отважного курского лётчика фашисты сбросили над Мадридом… Сергей готовился к последнему бою. Но на помощь боевому товарищу пришёл младший лейтенант Николай Макаров. Он быстро сориентировался и совершил посадку возле самолёта Сергея. Рисковали оба. Гитлеровцы были неподалёку. Уже была слышна немецкая речь. Захватить в плен сразу двух советских лётчиков, к тому же с боевыми машинами, одна из которых была не повреждена, для нацистов было большой удачей. Судьба в тот день улыбнулась парням. Макаров втиснул Сыромятникова в кабину своего истребителя. Взлетать из высокой травы было непросто. Но Николай взлетел! И под прикрытием советских самолётов успел улететь до подхода пехоты противника. Небольшая заметка об этом появилась во фронтовой газете. За спасение товарища командир звена Николай Павлович Макаров был удостоен ордена Ленина. Через четыре месяца он погиб в районе Кочегарово (ныне Тверская область). В том же бою погиб курянин, старый друг Сыромятникова, тоже уроженец Казацкой слободы – младший лейтенант Сергей Корсаков. Ас против Люфтваффе Осенью 1942 года Сыромятников сражался на Калининском фронте в составе 875-го истребительного авиационного полка. Сергей участвовал в Великолукской операции, совершил 49 боевых вылетов и сбил лично семь немецких самолётов. В 1943 году командир авиаполка А.Р. Ковалёв дал Сыромятникову прекрасную характеристику: «Летать любит и летает хорошо – на самолётах: У-2, УТИ-4, И-15, Як-1, Як-7б, общий налёт 307 часов 11 минут. На боевые задания командования идёт с большим желанием, в бою решительный и находчивый. Товарищ Сыромятников служит примером в части как мастер воздушного боя». В конце зимы 1943 года часть сил 1-го ИАК, в том числе и 875-й ИАП, была передана на усиление 6-й Воздушной армии Северо-Западного фронта, войска которого готовились к ликвидации Демьянского плацдарма нацистов. После перегруппировки и подхода свежих сил советские войска возобновили наступление с целью прорвать вражескую оборону на левом берегу Ловати и выйти в тыл Ленинградско-Волховской группировки противника. С 18 февраля 1943 года 875-й полк в составе 6-й Воздушной армии Северо-Западного фронта принял участие в ликвидации Демянского котла к северу от Осташкова, в котором крупные соединения противника сопротивлялись более года. Советское командование поставило жёсткую задачу скорейшей ликвидации плацдарма. Требовалось ударами с севера и юга перерезать Рамушевский коридор, разгромить 15 немецких дивизий и наступать на Псков и Нарву. Через четыре дня, почувствовав на себе силу нашего наступления, командование вермахта начало вывод войск (операция «Очистка чердака») и приняло максимальные меры по усилению обороны Рамушевского коридора, через который этот выход осуществлялся. Плотность минирования на этом участке достигла 1200-1500 мин на километр, через каждые 300-350 метров располагались доты и дзоты противника. Главная советская группировка в составе 27-й и 1-й ударной армий начала наступление с опозданием, и 28 февраля нацисты организованно вышли с Демянского плацдарма, избежав полного уничтожения. Согласно дальнейшему плану наступления Красной Армии теперь встала задача прорыва обороны противника на левом берегу Ловати и выхода тем самым в тыл Ленинградско-Волховской группировки вермахта. Проведя 4–19 марта Старорусскую наступательную операцию, советские войска, понеся большие потери, не смогли добиться успеха. Военные историки считают причинами неудачи вынужденную передислокацию частей в другие районы боевых действий, недостатки разведки и резкое изменение погодных условий (потепление и распутица). Последний бой К середине марта воздушные бои на Старорусском направлении стали особенно жестокими и кровопролитными. За месяц участия в воздушных баталиях Сыромятников уничтожил ещё пять вражеских самолётов. 10 марта Сергей был представлен к высшей награде – званию Героя Советского Союза. 16 марта особенно отличились пилоты 875-го авиаполка. Они провели шесть групповых схваток и уничтожили 20 самолётов Люфтваффе. Накал боёв не угасал. Так, 19 марта в воздушных боях было сбито 27 вражеских самолётов. В этот день в воздушном бою над переправами у Рамушева и Кобылкина был сбит самолёт заместителя командира эскадрильи 66-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии лейтенанта Сергея Сыромятникова. Лётчик погиб. Место падения его самолёта так и не было обнаружено. – Воспитанник Качинского училища, Сыромятников, кроме смелости и отваги, обладал отличной техникой пилотирования, большим опытом ведения воздушных боёв, – писал о нём Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Василий Кубарев. – Погиб он, сражаясь с превосходящими силами врага. В тот раз Сыромятников, отвлекая гитлеровцев на себя, дал возможность Игнатьеву пристроиться к хвосту вражеского самолёта. – Игнат, бей! Чего ждёшь? Сыромятников искусно уходил от огня, дразнил фашиста. Но одна из вражеских очередей всё же достигла цели. Тотчас же загорелся и гитлеровец от меткой очереди Игнатьева. Но было уже поздно. Сыромятников погиб… Сергею был всего 21 год. Он успел совершить 122 боевых вылета, в 65 воздушных боях сбил 15 (по другим данным 14) самолётов лично и ещё 5 – в групповых боях. 1 мая 1943 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Полк Сыромятникова закончил войну в не-бе над Берлином в составе 1-го Белорусского фронта. Приказом Министра Обороны СССР от 15 июля 1967 года Герой Советского Союза гвардии лейтенант Сергей Васильевич Сыромятников навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи Гвардейского истребительного авиационного полка. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями. ПАМЯТЬ ЖИВЁТ Имя героя носили несколько школ в Курске. 15 сентября 1967 года в честь Сыромятникова названа улица в Казацкой слободе, где он жил. До этого она называлась Денисовкой. Маленький деревянный домик в три окошка с резными наличниками сохранился до наших дней. На стене скромная табличка: «Здесь живёт семья Героя Советского Союза т. Сыромятникова С.В.» До войны на улице было всего 14 дворов. Студенческая строительная бригада из Болгарии, работавшая в Железногорске, зачислила героя в свои ряды. Историческая справка Курский аэроклуб был основан в 1936 году. Первый выпуск парашютистов и планеристов состоялся 14 декабря 1936 года. Первым начальником аэроклуба стал капитан Богатырь, переведённый на эту должность из Харькова. В июле 1937 года он был репрессирован и расстрелян. К началу Великой Отечественной войны аэроклубом была организована массовая подготовка авиационных специалистов. Упор делался на выпуск лётчиков и парашютистов. Вскоре открылось отделение по подготовке авиационных механиков. В 1939 году было выпущено 250 курсантов. С 1938-го по 1941 год действовал Шебекинский филиал. В довоенные годы учебные классы находились в здании на улице Колхозной. При аэроклубе имелись мастерские и более 16 учебно-тренировочных самолётов, значительное количество парашютов. В городском парке была оборудована парашютная вышка. На базе аэроклуба в 1940–1941 годах была образована Курская специальная лётная школа военно-воздушных сил Красной Армии. В 1940 году объём подготовки лётного состава увеличился почти в три раза и составил более 700 курсантов. Аэродром клуба располагался на окраине города, на месте современного Северо-Западного микрорайона. В полётах было задействовано более ста самолётов, среди которых ПО-2, УТ-1, И-16. Весной 1941 года из Москвы прибыл начальник 7-й лётной школы Александр Пархоменко. С началом Великой Отечественной войны возросла потребность в квалифицированных лётчиках. В это время штаб лётной школы располагался в центре города на Красной площади, а на Колхозной были оборудованы учебные классы. Учебные полёты были прекращены с началом налётов немецкой авиации на Курск. В связи с продвижением нацистов к городу в октябре 1941 года лётная школа ВВС эвакуирована в Кинель-Черкассы Куйбышевской области. Лётно-инструкторский состав произвёл ускоренный выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска. К началу зимы 1941–1942 годов лётная школа преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Тяжелейшая обстановка, сложившаяся на фронте к концу 1941-го, требовала усиления советских войск техникой, в первую очередь – боевой авиацией. 641-й и 635-й ночные лёгкие бомбардировочные авиаполки дивизии, сформированные из лётно-технического штата аэроклуба, были переведены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде войны. Большинство воспитанников аэроклуба встали на защиту Родины. Шесть из них стали Героями Советского Союза: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Ерёмин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников. Дважды удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых. Аэроклуб возобновил свою работу после окончания войны в Курске в 1947 году. Возглавил его бывший командир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс. 6 июля 1986 года распоряжением Совета Министров РСФСР аэроклубу присвоено имя Сыромятникова. Сейчас организация называется Курский аэроклуб ДОСААФ России. Но было бы символично, чтобы в год 80-летия Великой Победы ему вернули имя героя. Подготовил Вадим ОГНЕВЩИКОВ