Как отметить Вербное воскресенье и духовно подготовиться к Пасхе
Сегодня православные верующие отмечают Вербное воскресенье, по другому Вход Господень в Иерусалим. Этот очень важный церковный праздник отмечается ровно за неделю до Пасхи и рассказывает нам о начале последнего пути Иисуса Христа в его земной жизни.
Как свидетельствуют все четыре евангелиста, в этот день Иисус, окруженный друзьями, учениками и почитателями, въехал в Иерусалим, куда уже собрались толпы людей для празднования еврейской Пасхи. Исполняя древние пророчества, он вступил в город так, как описывалось в них прибытие Мессии: на белом ослике, окруженный восторженной толпой.
Накануне он совершил чудо воскресения Лазаря, и весть об этом заставила выйти ему навстречу множество людей, уверовавших в то, что к ним идет чудотворец и спаситель всех евреев. Народ встречал его, как встречали в то время царей и победителей: с пальмовыми ветвями в руках, расстилая на его пути свои одежды.
Но какого же спасителя ждали они? Увы, совсем другого: политического лидера, который поможет народу избавиться от оккупантов-римлян и их ненавистной власти. Один из наиболее популярных православных проповедников XX века митрополит Антоний Сурожский говорил, что это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, его встречают ликующие толпы народа. Разве здесь есть что-то трагическое? «Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!, через несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, писал иерарх.
«Вход Господень в Иерусалим это праздник, который непосредственно предшествует Страстной неделе, когда мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Спасителя, говорит старший преподаватель Свято-Филаретовского института Владимир Якунцев. «Страсти в переводе с церковнославянского означает «страдания. Это славянское слово как будто прикрывает тот парадокс, что Христос, которого мы называем Победителем Смерти, заканчивает свой путь в позоре и муке на кресте, приговоренный к смерти вместе с преступниками и как преступник.
Как поясняет православный педагог, вербы в русской традиции заменили пальмовые ветви, которыми, согласно евангельскому рассказу, люди приветствовали Христа и устилали дорогу перед Ним, когда Он на ослике въезжал в Иерусалим. «Люди видели в Нем необычного человека пророка, учителя, Мессию, освободителя. Освобождение все понимали по-разному. Кто-то в первую очередь думал об освобождении от оккупационной римской власти, под которой тогда находилась Иудея. И таких людей очень скоро постигло разочарование, когда стало ясно, что Иисус не собирается менять политическую власть. Но были и такие, кто узнал в Нем духовного освободителя человека, способного защитить людей от внутреннего разорения злом и грехом, от вражды с Богом, другими людьми и самими собой, исцелить их не только физически, но и духовно.
«Борьба, которую вел Христос и которая, в конце концов, привела Его на Голгофу, была борьбой за высшие качества жизни и отношений между людьми за подлинную любовь и подлинную дружбу, за благородство. Неслучайно в XX веке русские мыслители, такие, как Николай Бердяев, писали о христианских корнях всякого благородства и аристократизма как способности быть проводниками высших качеств в жизни. То есть менять жизнь не внешне, путем политического и экономического переустройства, а через возможность полюбить Христа и соединиться с Ним, разделить Его путь любви и вечной жизни.
В Вербное воскресенье священники советуют вспоминать о подлинном призвании человека. Предстоящая страстная неделя самое подходящее время для того, чтобы переосмыслить свою жизнь. Вербное воскресенье, как считают православные, это тот самый момент, когда стоит честно ответить себе на вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что я делаю для того, чтобы не изменять Ему, не предавать Его в душе?.С религиозной точки зрения Иерусалим символизирует собою душу человеческую, а вход Господа в Иерусалим Его вхождение в нашу душу. Удивительная возможность принять Христа в душе касается каждого человека.
«Вербы, которые в тропаре праздника названы «знаками победы, напоминают нам не только о весеннем пробуждении природы, но и зовут к пробуждению в каждом человеческом сердце веры, то есть открытости к Божьему слову и действию, без которых человек, даже очень благополучный по внешним меркам, не может узнать полноты жизни и победить смерть.
Ведь смерть подстерегает человека, когда в нем мертвеет любовь, честь, увядает жажда общения и дружбы, напоминает православный педагог. Все люди, даже нецерковные, это очень хорошо по себе знают и чувствуют. Вот о победе над этой смертью и о возможности присоединиться к такого рода победе и напоминает нам Вход Господень в Иерусалим.