85-летний волонтер занизил свой возраст, чтобы восстанавливать Донбасс

Москвич Вячеслав Душкин отправился в качестве волонтера восстанавливать Авдеевку. Он вызвался на непростую и довольно опасную работу: крыть крыши в разрушенном городе, куда еще залетают беспилотники ВСУ. А чтобы не получить отказ из-за возраста, Вячеслав Иванович сообщил, что ему 79 лет. На самом деле москвичу - 85.

85-летний волонтер занизил свой возраст, чтобы восстанавливать Донбасс
© Российская Газета

Игры с собаками

Вячеслав Душкин уверен, что паспортный возраст человека не всегда соответствует его истинному внутреннему возрасту. Даже внешне бодренький старичок выглядит моложе своих лет, а на авдеевских крышах он работал ничуть не хуже остальных.

- Все дело в жизненной закалке, - улыбается мой собеседник.

На самом деле жизнь испытывала его на прочность с раннего детства. Семья Вячеслава Ивановича - из белогвардейцев, и его мать, будучи в положении, как неблагонадежная, попала в ГУЛАГовские лагеря. Мама умерла при родах, а появившийся на свет в 1940 году мальчик выжил, да так и остался при лагере "политических".

- Самое яркое воспоминание того периода - как я дрался с собаками за какую-то кость, - рассказывает Вячеслав Душкин, - Вернее мы даже не дрались, а как бы игрались, отбирая кость друг у друга. Других развлечений у меня не было, да и сверстников тоже, с кем можно было дружить. Меня в лагере жалела одна из надзирательниц женского лагеря. По сути, благодаря ей я и выжил. Она мне там заменила мать.

В лагере Вячеслав Душкин прожил восемь лет. А в 1948-м его разыскал дедушка, тоже отбывший свой срок.

- Освободившись, он начал искать свою дочь, а нашел меня и увез в Москву. Опеку надо мной взяла сестра матери. С ней, дедушкой и другими родственниками, которые работали на стройке, мы жили в бараке на Таганке, - рассказывает Вячеслав Иванович.

Пенальти Яшину

Он поступил в школу, но учился средненько. Лучше всего давалась математика, остальные предметы казались неинтересными. Поведение Душкина тоже раздражало педагогов. Однажды он даже поколотил заносчивого сына директора школы. Зато с московскими пацанами Вячеслав Иванович научился играть в футбол, да так, что вскоре попал детскую футбольную команду "Динамо".

- Там я видел, как тренировался Лев Яшин. А еще, помню, был такой "аттракцион". Зрители-болельщики скидывались, за рубль можно было попытаться пробить Яшину пенальти. Если получалось, можно было попробовать и второй раз - уже бесплатно. Но мало у кого это получалось, - вспоминает Вячеслав Иванович.

Впрочем, футбольная карьера не сложилась: во время одной из тренировок Вячеслав Душкин сильно повредил ногу. Порванные связки заставили распрощаться с мячом.

Еще одним ярким воспоминанием юности стали похороны Сталина. Отстояв в школе вахту у портрета вождя, Вячеслав Душкин попытался пробраться поближе на церемонию прощания, но его едва не задавили в толпе:

- Людская масса заполнила улицу, стоявший поперек грузовик попросту опрокинули. Люди полезли через него, меня понесло вместе со всеми. К счастью, я успел схватиться за водосточную трубу и поняться на подоконник, иначе затоптали бы.

Год рождения

Позднее Вячеслав Душкин отучился на токаря, устроился работать на закрытое предприятие оборонки. Сначала трудился в Москве, потом перебрался на Север. На пенсии вновь вернулся в Москву. Признается, что всю жизнь не давала покоя мысль о том, что он не смог принять участие в Великой Отечественной войне из-за слишком юного возраста. Когда начались боевые действия в Донбассе, Вячеслав Иванович попытался вступить в ополчение. Но снова не прошел из-за возраста. На этот раз сказали: слишком старый.

- Получается мое поколение пропустило и ту войну, и в этот раз послужить Родине не удалось, - вздыхает он.

Однажды Вячеслав Душкин увидел по телевизору передачу о волонтерах, которые со всей России едут помогать восстанавливать Авдеевку. Он запомнил контакты для желающих присоединиться к гуманитарной миссии. Вячеслав Иванович понял: вот он, его шанс помочь Донбассу хотя бы в качестве волонтера. Тут же позвонил по телефону, но наученный прежним опытом занизил свой возраст: сказал, что ему 79, а не 85. Впрочем, и 79 организаторам миссии показалось много.

- Выдержите 20 часов дороги в машине? - спросили у него.

- Ну не я же буду за рулем, - пошутил он.

Атаки украинских беспилотников москвича тоже не пугали. И в конце концов ему удалось попасть в команду.

Прибывшему на место работы новичку дали позывной Дед, начали оформлять документы, попросили паспорт и вот тут-то выяснилось, что Вячеслав Душкин изрядно себя "омолодил".

"1940 год рождения!", - прораб был в шоке. Но делать нечего: волонтер уже на месте, рук не хватает, а обратный рейс будет не скоро. Деда все же решили проверить в деле, но за свою выходку он получил новый позывной Хулиганыч. Так им и остался.

На крышах Хулиганыч брался за любую работу и справлялся с ней не хуже молодых. Вячеслав Душкин ловко передвигался по стропилам, помогал крепить шифер, управлялся с разным инструментом. Поначалу в бригаде опасались, что возрастной кровельщик может упасть с крыши, но тот работал так лихо, что вскоре все позабыли о его почтенном возрасте.

- Какой у меня был функционал? Да как у всех. Работал молотком, пилой, электроинструментом. Нас разбивали на группы по 3-4 человека, каждая бригада трудилась на своем объекте. Что было самое страшное? Боялся, что меня прогонят с крыши. Чтобы этого не произошло, я пригласил наверх прораба оценить мою работу и убедиться, что у меня все получается.

"Ну Хулиганыч, ты даешь!" - только и сказал он, - улыбается Вячеслав Иванович.

Счастье в Авдеевке

Авдеевка и авдеевцы поразили Вячеслава Душкина.

- Там все разрушено, но люди при этом счастливые и доброжелательные. Счастливее и доброжелательнее многих москвичей. Возможно потому, что авдеевцы пережили страшное, и у них теперь совсем другая система ценностей. Очень хорошие там люди. Запомнилась, например, старушка с улицы на которой мы работали. Дом у нее разбит, сама жила в сарайчике. Все время ходила с фонариком на лбу, топила печку. Жила без света, воды, газа. Мы ей привозили воду, кололи дрова, а она нас чаем с пирогами угощала. А еще у одного авдеевца мы починили крышу, он привез отца показать работу, а тот сразу заявил: все, теперь отсюда больше никуда не уеду, буду здесь жить! И знаете, я там чувствовал себя гораздо лучше, чем в Москве. Давно я не испытывал такой радости и душевого подъема, как в Авдеевке, - говорит Душкин.

Город неоднократно атаковали беспилотники ВСУ, но до крыш, где работали волонтеры, не долетали. Зато однажды чуть ли не над самыми головами кровельщиков пронеслось боевое звено российских вертушек.

- Один вертолет был с подвесками, два его, наверное, охраняли. Они улетели в сторону линии соприкосновения и минут через пять мы услышали грохот с той стороны. Потом вертолеты вернулись. Мы им машем с крыш, кричим. И они нам крыльями вот так помахали, - показывает Хулиганыч. - Мин мы тоже не боялись. Работали только там, где саперы все проверили и написали, что мин нет.

Своими шутками-прибаутками неунывающий москвич веселил и поддерживал всю бригаду. При этом неутомимый Вячеслав Душкин старался быть полезным и на базе волонтеров. Пока другие кровельщики отсыпались, Хулиганыч потихоньку спускался на кухню, помогал женщинам готовить еду, мыл посуду.

- На кухне ведь тоже полно работы, прокормить такую ораву не просто, - объясняет он.

Вячеслав Иванович отработал две недели, хотя стандартная волонтерская смена - неделя. А вернувшись из зоны боевых действий в Москву, чуть не погиб. Автобус попал в ДТП, да так, что пожилой волонтер вылетел на асфальт через разбитое окно. Сильно ударился, но ехать в больницу отказался. Перемотав болевшее колено скотчем, сам дошел до дома.

- Жена потом долго вытряхивала битое стекло из моей сумки, - смеется он.

Сейчас Вячеслав Иванович уже поправился и снова собирается поработать на авдеевских крышах. Волонтеры тоже ждут своего Хулиганыча, которому возраст - не помеха.