Поклонники восстановили граффити на стене Цоя на Арбате после вандализма

От граффити с Пашей Техником на стене Цоя в Москве не оставили и следа. Фанаты группы «Кино» оперативно перекрыли следы вандализма на Арбате новыми портретами Виктора Цоя при большом стечении зрителей. Новость о том, что накануне поздно вечером на стене Цоя появилось граффити в память об умершем Паше Технике, вызвала большой ажиотаж в сообществе поклонников русского рока. Акцию назвали вандализмом. Новость завирусилась со словами: «Руки прочь от Цоя». А рано утром на Арбате прямо на надписи «Паша Техник» появились плакаты с портретом лидера группы «Кино», показывающим средний палец, и надпись «Цой жив, а Паша Техник мертв». Днем у стены Цоя стихийно собралась многочисленная акция, рассказала «Бизнес FM» московский экскурсовод Дарья Супрунова:

Поклонники восстановили граффити на стене Цоя на Арбате после вандализма
© BFM.RU

— Во-первых, сама надпись — имя вчерашнего персонажа Техник, она занимает далеко не всю стену, и сегодня на ней уже появились надписи, следующие слои граффити, противостоящие Технику. Надписи «Техник мертв, Цой жив» многократно, и некоторые буквы этого имени Техник закрашены просто цветовыми пятнами, рисунками солнца, «Кино» «45», надписями, посвященными Цою, естественно, и стене, как цоевскому месту. И, во-вторых, появились картины тайного общества художников, некоего Романа Яковлева — портрет Цоя и надписи рядом с этим портретом, посвященные русскому слову, утверждению русского рока и того, что русскому слову быть. И внизу очень интересно на этих картинах приписка-заявление, что в русле современного искусства эту картину можно использовать и тиражировать как угодно.

— А людей много вокруг, как реагируют люди, что вообще происходит?

— Много народу, в основном молодежь, замечены наряды полиции. Появилась сейчас молодежь современная, неформальная с баллончиками, и все ждут, что же они будут делать. Присутствуют телеканалы, которые берут интервью у зрителей, периодически приходят люди, включающие песни Цоя на телефоне или на колонке. Разные люди подходят, смотрят именно из любопытства. Много детей, которым рассказывают про Цоя, о том, что вообще здесь происходит. Множество людей приходящих даже не знают, кто такой Техник. Такая своеобразная тема пиара и приобретения известности через вот эту акцию на стене, она тоже имеет место, на мой взгляд.

— Скажите, а надпись «Техник» видно сейчас за новыми надписями?

— Сейчас ее практически не видно, по крайней мере, она уже не читается. Молодые люди неформального вида, в майках с «Гражданской обороной», несколько человек пришли. Если говорить об экскурсионных маршрутах именно на Арбате, стена Цоя — это один из самых популярных объектов, о котором экскурсанты обычно спрашивают, даже если наш маршрут здесь непосредственно не проходит. Воспринимается как часть Арбата, как такого культурно-исторического места, Цоя по-прежнему помнят. И тут периодически возникают новые посвященные ему граффити, недавно появился портрет, сделанный из мозаики. То есть действительно — это стена живая, память живая.

К стене Цоя, которая появилась на Арбате сразу после гибели рок-музыканта, сегодня активно несут цветы и горящие свечи. Вечером там ожидают уличных музыкантов. А пока там много стрит-артеров.

Стена Цоя — это своеобразная святыня для целого поколения. Неудивительно, что его представители таким образом отреагировали на вандальные действия поклонников Техника, считает основатель информационного агентства «Интермедиа» о массовой культуре Евгений Сафронов:

— Вандализм — это голос поколения, любого причем. Хулиганство, вандализм, асоциальное поведение свойственно новому поколению практически во всех странах, я не помню, чтобы где-то этого не было. Другой вопрос, что это проявление массовой культуры, так же, как появление с темой Цоя, тоже, в общем-то, было воспринято крайне негативно, ее пытались уничтожить много раз, потом решили на это дело плюнуть. Точно так же это и вопрос, связанный в первую очередь с организацией управления обществом. Мы сейчас видим, как эта массовая культура вот такими всплесками проявляется, и вряд ли это нужно считать нормальным, это не очень хорошо для общества, вот подобного рода всплески насилия. Эти вопросы мы будем наблюдать на каждом шагу. Вот сейчас именно такая проблема со стеной Цоя, где-то будет другая проблема и так далее, если, конечно, мы каким-то образом не начнем возвращаться к управлению обществом.

— Реакция другой стороны, фанатов Цоя, которые листовками попытались закрасить?

— Если любую святыню как-то оскверняют, то это означает, что приверженцы этой веры начинают сопротивляться. И в любом случае на этом сейчас уже себе зарабатывают имена различные художники в кавычках и без кавычек и так далее.

Музыкальные историки напоминают, что в августе 1990 года, когда погиб Виктор Цой, граффити или просто надписи краской «Цой Жив» стихийно появлялись по всему СССР, в том числе на инфраструктурных объектах. Их потом закрасили.

Стена Цоя на Арбате в Москве так и осталась живым, постоянно обновляемым арт-объектом.