"Ты идешь в Свой царский дом!"
Народное наименование сего дня – Вербное воскресенье. В наше время, после долгой эпохи воинствующего безбожия и религиозной неграмотности, совершенно забылось происхождение этого названия, да и сама суть духовного торжества. Судя по заголовкам в СМИ и прочим приметам нашего быта, люди уверены, что "главный герой" этого события – верба. Ее изображения используются во всех открытках и постерах. Меж тем в более теплых странах праздник именуется в обиходе Пальмовым воскресеньем. Смысл его в памяти о том, как на заре новой эры Иисус Христос въехал в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи. Слава шла впереди Мессии. Буквально накануне он поднял из гроба умершего Лазаря – и с тех пор суббота перед Вербным воскресеньем зовется Лазаревой субботой. Жители Иерусалима спешили приветствовать странствующего чудотворца, воскрешающего мертвых. Потому они шли навстречу Христу, неся в руках пальмовые ветви. В дальнейшем в богослужениях этого дня фигурировали пальмовые ветви. В христианских землях с более холодным климатом за естественным недостатком пальм эти ветви трансформировались в побеги вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении на Руси имеется в Изборнике Святослава 1073 года. Так что традиция встречать Вербное воскресенье с вербой очень давняя для нашего народа. Но все же пушистые веточки не главные в сегодняшнем празднике, а всего лишь его трогательный атрибут. Смысл праздника в том, что триумфальный въезд Христа в Иерусалим является путем к страданиям. Праздник Входа Господня в Иерусалим открывает Страстную неделю. Через шесть дней, в иудейскую Пасху (точнее, Песах, напоминании о паломничестве из Египта), Господь погибнет на кресте в страшных муках. И те же горожане, что недавно встречали его с пальмовыми ветками в руках, будут кричать: "Распни его!". Поэтому наш портал в честь праздника публикует стихотворение видного славянофила, фактически, основателя этого философского течения: Алексея Степановича Хомякова (1804 – 1860). Стихотворение в поэтической форме передает евангельские события и трактует духовное значение праздника. С которым мы рады поздравить всех наших друзей-читателей. Алексей Хомяков Вход в Иерусалим Широка, необозрима, Чудной радости полна, Из ворот Иерусалима Шла народная волна. Галилейская дорога Оглашалась торжеством: "Ты идешь во имя Бога, Ты идешь в Свой царский дом! Честь Тебе, наш Царь смиренный, Честь Тебе, Давидов Сын!" Так, внезапно вдохновенный, Пел народ. Но там один, Недвижим в толпе подвижной, Школ воспитанник седой, Гордый мудростию книжной, Говорил с усмешкой злой: "Это ль Царь ваш, слабый, бледный, Рыбаками окружен? Для чего Он в ризе бедной, И зачем не мчится Он, Силу Божью обличая, Весь одеян черной мглой, Пламенея и сверкая Над трепещущей землей?" И века прошли чредою, И Давидов Сын с тех пор, Тайно правя их судьбою, Усмиряя буйный спор, Налагая на волненье Цель любовной тишины, Мир живет, как дуновенье Наступающей весны. И в трудах борьбы великой Им согретые сердца Узнают шаги Владыки, Слышат сладкий зов Отца.