Комичная "Метель" и танцующие мертвецы. Влюблённый в простоту Пушкин на омской сцене
Месть, любовь, смех и горе: на сцене Городского драматического театра им. Л. И. Ермолаевой показали пушкинские "Повести Белкина". Представьте топ самых известных литераторов в истории русской словесности… Кто будет возглавлять этот рейтинг? Скорее всего, сместить Пушкина с пьедестала почёта не сможет ни Толстой, ни Достоевский. Александра Сергеевича мы знаем с пелёнок. Если бы он жил в наше время, то отбивался бы от растущего количества подписчиков. И к тому же ни на какого другого литератора мы не перекладываем ответственность: "А кто за тебя это будет делать? Пушкин?" Если кто-то осмеливается экранизировать произведения Пушкина или ставить их на сцене, то ему автоматически стоит готовиться к критике. И, о ужас, если вы вдруг сделали Пушкина хотя бы на долю печальнее, смешнее, чем о нём думает его многочисленная "фанбаза", или заставили кудрявого поэта петь и танцевать (вспоминаем мюзикл "Пророк. История Александра Пушкина" (12+) с Борисовым). Однако Пушкин - это "естествоиспытатель" поэтического мира, поэтому вряд ли он был бы против новых прочтений своего творчества, если они не утрачивают заложенного автором смысла, но при этом приобретают новые оттенки, адаптируясь к голосу современности. Именно такого Пушкина, а точнее его "Повести Белкина", можно увидеть в Городском драматическом театре им. Л. И. Ермолаевой. 11 апреля там состоялась премьера спектакля "ИП Белкин: повести, рассказы, анекдоты" (16+). Виталий Романов Минимализм - главный козырь ермолаевской премьеры: на сцене из декораций лишь два подиума, по которым перемещаются герои спектакля. Сам вымышленный автор - Иван Петрович Белкин - зрителям не явится: как и у Пушкина его уже нет в живых, а плоды его пробы пера оказались в руках некоего издателя. Именно он первый, непринуждённо появившись на сцене, пушкинским языком знакомит нас с личностью и творчеством молодого помещика Белкина, о котором известно до смешного мало. Явно не надеясь услышать путную историю, издатель по одному, как учеников к доске, вызывает рассказчиков "Повестей Белкина" - офицера, молодую девицу и дворянина. Они должны познакомить его с творчеством молодого помещика. Кстати, роль издателя исполняет Виталий Романов, он же выступил режиссёром спектакля и автором инсценировки. Издатель, закинув ногу на ногу, усаживается в кресло, и когда зритель, казалось бы, забыл о его существовании, вершитель литературных судеб вклинивается в рассказ своего гостя колким замечанием, уточнением или вызывает следующего рассказчика повести. Кстати, на другом конце сцены - место для гостей издателя. Они смирно сидят на стульях, словно заглянули к зрителю на чашку чая с шокирующей историей, очередным жизненным анекдотом или романтической сказкой. А иногда сами неожиданным образом становятся героями своего рассказа. Вот на сцене появляется первый рассказчик - офицер с повестью "Выстрел". Это история о гусаре Сильвио, потратившем свою жизнь на ожидание возмездия за оскорбление, которое нанёс ему молодой дворянин. Офицерская весёлость, пьяный угар и страсть на сцене плавно перетекают в тревожное ожидание трагедии. Ситуацию накаляют и звуки выстрелов. Однако есть ещё одно чувство, от которого трудно избавиться, - жалость к Сильвио, который добровольно лишил себя возможности на счастье. Софья Сорокина Но вот кадр резко сменяется: на сцену выбегает девица, которой палец в рот не клади, в исполнении Софьи Сорокиной. Это повесть "Метель". Режиссёр наделил героиню-рассказчицу индивидуальными чертами характера: мечтательница, юная красавица с бойким нравом, которая не постесняется обвинить издателя в отсутствии романтичности. Благодаря общей манере весёлости рассказчицы всегда таинственная и немного жуткая атмосфера пушкинской "Метели" превращается в комедию в стиле Мольера или Бомарше. Конечно, в такую интерпретацию "Метели" никак не вписывается музыка Георгия Свиридова. Один комичный персонаж сменяет другого. В сердечных муках юной дворянки Марьи и нелепом венчании, изменившем её судьбу, создатели спектакля увидели много пушкинского юмора и лёгкости, разглядеть которые в тексте можно не сразу. Хоть героиня Софьи Сорокиной и обиделась на упреки издателя в манере "растекаться мыслью по древу", девушка пообещала вернуться снова. На сцене вдруг появляется дворянин средних лет с забавной манерой заикаться, стеснительными ужимками и вечно смеющимися глазами. Он расскажет страшилку "Гробовщик". Представьте, что вы собрались хорошо знакомой компанией и делитесь друг с другом жуткими историями, которые когда-то слышали от знакомых, а может, просто сами выдумали. Именно в такое пространство мысленно переносит зрителя эпизод про гробовщика. Причём танец мертвецов, которые любезно пожаловали к нему на новоселье, был направлен на то, чтобы вызвать у зрителя улыбку, а не мурашки по телу. И он со своей задачей справился. Следующая история - самая печальная из "Повестей Белкина", и она не утратила своего первоначального настроения в инсценировке театра Ермолаевой. "Станционный смотритель" - повесть про "маленького человека" Самсона Вырина, который работает на станции и привык к грубому отношению к нему путешественников. Его дочь Дуняшу полюбил и увёз с собой молодой офицер. Бедный старик пытался вернуть её домой, но ему грубо указали на дверь. Кажется, что именно эта трогательная история о любящем отце и человеке, утратившем смысл своей жизни, и о дочери, которая так и не смогла попросить у родителя прощения за свой поступок, тронула сердце издателя больше всего. Однако чтобы пушкинские повести не закончились на тяжёлой ноте, он требует чего-то повеселее. Тут на сцене появляется уже знакомая героиня Софьи Сорокиной с новым комедийным скетчем. На сцене - "Барышня-крестьянка". Снова любовь, путаница, "мольеровские" зарисовки, игры с переодеванием из дворянки в дочь бедного кузнеца и, конечно, счастливый конец в лучших традициях "Диснея": и жили они долго и счастливо, и умерли в один день. Вот так театр Ермолаевой по-новому взглянул на Пушкина, который особо никогда и не был мрачным писателем, к тому же обладал прекрасным чувством юмора, даже сам не раз попадал в забавные ситуации. И авторы спектакля смогли пронести через все два акта любовь классика к простым душевным историям, честности, к самой жизни и всей той нелепости, что в ней случается слишком часто. Пушкин относился к подобному с юмором, смеялся над изощрёнными интриганами, облюбовавшими светское общество, над общей угрюмостью молодого поколения и романтизацией скуки. Он хотел, чтобы люди любили жизнь, совершали ошибки, как и он, больше смеялись над собой и друг над другом, не боялись прощать, а между гордостью и любовью всегда выбирали второе. Что и делают герои спектакля Ермолаевой "ИП Белкин: повести, рассказы, анекдоты". Фото: Илья Петров