«Близ нового Конюшенного моста»: пять причин посетить музей-квартиру Пушкина в Санкт-Петербурге

«Чем кончился «Онегин? — Тем, что Пушкин женился, — сказала однажды Анна Ахматова. Женатый Пушкин, по ее мнению, еще мог написать письмо Онегина, но продолжать роман — уже нет. А мы, в свою очередь, не можем представить Северную столицу без Пушкина; вся его жизнь была неразрывно связана с Петербургом. Пожалуй, читатели MIR24.TV и сами могут перечислить десятки локаций и адресов, из которых можно сложить большую пушкинскую навигационную карту, а центром притяжения ее будет Мемориальный музей-квартира великого русского поэта. Перед вами — пять причин приехать в город на Неве и отправиться на набережную реки Мойки.

Один из наиболее посещаемых музеев Санкт-Петербурга

Мемориальная квартира «близ нового Конюшенного моста, воссозданная на основе свидетельств современников и исторических документов, ведет свое начало с 1925 года: именно тогда квадратные метры последнего пристанища великого поэта перешли в ведение Академии Наук. Сегодня Музей-квартира А.С. Пушкина — один из наиболее посещаемых музеев Северной столицы. Осмотреть его можно в составе экскурсии либо посетить постоянную экспозицию при помощи аудиогида. Дважды в год для гостей предусмотрен бесплатный вход: в День памяти поэта (10 февраля) и в Пушкинский день России (6 июня).

О жизни, творчестве и обстоятельствах

Поэт поселился в апартаментах дома №12 в сентябре 1836 года, буквально за несколько месяцев до своей гибели. Договор об аренде 11-комнатной квартиры был заключен на два года. Именно здесь Пушкин занимался делами журнала «Современник, а также завершил работу над историческим романом «Капитанская дочка, который был опубликован при его жизни. Сегодня для посещения доступны семь комнат, среди них: прихожая, столовая, гостиная, детская и рабочий кабинет Александра Сергеевича. На перовом этаже располагается литературно-монографическая экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве автора «Евгения Онегина, а также об обстоятельствах, приведших Пушкина к дуэли с Дантесом на Черной речке.

Петербургский стиль 1830-х и Софья Волконская

Даже если вас не увлекают жизнь и творчество Александра Сергеевича, посетить это пространство можно лишь для того, чтобы лично увидеть, как выглядела типичная дворянская квартира начала XIX века. Она дает полное представление о петербургском стиле 1830-х годов и образе жизни среднего столичного дворянина. Интересны и личности хозяев, сдававших квартиру Пушкиным: Софья Григорьевна Волконская — сестра декабриста Сергея Волконского, который был дружен с поэтом. Невзирая на то, что ее муж был министром императорского двора и одним из ближайших друзей Александра I, она навещала брата в Сибири.

Подлинные экспонаты

В эту квартиру 27 января [8 февраля] 1837 года смертельно раненого Пушкина внес на руках по сохранившейся до наших дней лестнице «дядька поэта Никита Козлов. Квартира Пушкина, по сути, стала мемориальной уже в последние дни его жизни, когда Жуковский вывешивал на двери бюллетени о состоянии его здоровья. Здесь Александр Сергеевич простился с женой, детьми, друзьями и книгами. Пушкин умер 29 января [10 февраля] 1837 года. Также нельзя не принимать во внимание большое количество подлинных экспонатов (чего стоит один диван, на котором умирал Пушкин, а также иконы, поступившие в музей от потомков семьи поэта) и высокую степень аутентичности воссоздания обстановки (по прижизненным описаниям, рисункам и документам).

Посмертная маска и локон волос

В кабинете также можно увидеть вещи, связанные с дуэлью и смертью Пушкина: жилет, который был на нем в день поединка недалеко от Черной речки, и посмертную маску, снятую скульптором Самуилом Гальбергом с лица покойного. Особый интерес у туристов вызывает локон волос Пушкина, срезанный по просьбе Ивана Тургенева. И только рабочий стол поэта нарушает понятия о пространстве и времени. Поэт Облачкин, гостивший у Пушкина незадолго до его смерти, свидетельствовал: «Посреди стоял огромный стол простого дерева, оставлявший с двух сторон место для прохода, заваленный бумагами, письменными принадлежностями и книгами. И до сих пор на столе лежат письма, черновики, а верное перо дожидается своего хозяина... Кажется, Пушкин вот-вот вернется.