Студенты учатся летать. Как стать дипломированным оператором БПЛА во Владивостоке
Как попасть в колледж и выбрать любимую профессию
Колледж машиностроения и транспорта — единственное учреждение в Приморском крае, где студенты получают среднее профессиональное образование по специальности "оператор беспилотных авиационных систем".
"Сейчас у нас по этому направлению обучаются только выпускники девятых классов, набора на базе 11 классов пока не было", — рассказывает преподаватель колледжа Елена Кучеренко.
Также для школьников колледж проводит курсы "Аттестат плюс профессия", занятия по ним проходят один или два раза в неделю. Как правило, подростки сами выбирают заинтересовавшую их специальность на Дне открытых дверей.
"Проводим Дни открытых дверей — на все специальности, которые есть в колледже. Дети приходят с родителями, узнают о различных специальностях и могут выбрать для себя то, что пришлось по душе. А потом записаться на программу "Аттестат плюс профессия" — там можно обучиться и на слесаря, токаря, оператора БПЛА и ряд других рабочих специальностей. Ребята занимаются у нас, на базе колледжа, по программе 144 ч, сдают теорию и практику и в конце обучения получают свидетельство государственного образца о получении профессии", — говорит мастер производственного обучения Юлия Фатькина.
"Эта программа помогает с точки зрения профессиональной ориентации. Очень много школьников, выпускников приходит на День открытых дверей. Особенно интересно девчонкам", — говорит Елена Кучеренко.
В последние годы, по ее словам, девочки стали интересоваться профессиями, которые раньше были свойственны исключительно мужчинам.
"Они садятся в кабину машиниста, многие идут на сварщика — не оттащишь их оттуда. Часто даже мальчики стоят, не решаются, стесняются, а девочки бойко идут. Ребятам в девятом классе, конечно, тяжело — у них и первые выпускные экзамены, и подготовка к колледжу. Но те, кто уже выбрал специальность, прошел подготовку по выбранной профессии, понял, что ему интересно и чем нравится заниматься, — тем, конечно, дальше будет проще", — уточняет Елена Кучеренко.
Директор колледжа Галина Попкова также рассказала, что в 2025 году учебное заведение приняло участие в чемпионате "Профессионалитет" по двум компетенциям: эксплуатация БПЛА и ремонт БПЛА. Студенты колледжа заняли призовые места в этом чемпионате.
Нужна постоянная практика
Управлять беспилотником — процесс непростой. Преподаватель отмечает, что для уверенного пользования нужно иметь много наработок полетов только на компьютере, а также практики. Один из студентов продемонстрировал свои умения прямо на площадке — небольшой дрон под управлением подростка быстро и ловко облетел все препятствия, планки, кольца и сетки, расставленные в тренировочном зале для отработки маневренности.
"В этом обучении нужна постоянная практика. А практика, к сожалению, невозможна без поломок, форс-мажоров и других нештатных ситуаций. Поэтому для программы важно постоянно следить за состоянием материальной базы. В идеале нужно 30% теории и 70% чистых наработок. Также им нужны постоянные практические тренировки: на улице, в специально оборудованном зале. Ежедневные тренировки должны составлять минимум 4 ч", — рассказала Фатькова.
Чтобы заинтересовать подростков, многие занятия проводят в игровой форме — на симуляторах. Со стороны кажется, что учащиеся просто играют. И даже в этом деле, как заметили мастер и преподаватель, предпочтения студентов отличаются. Кто-то видит себя пилотом и с удовольствием сидит за программой по полтора часа. Другие летают неохотно, зато с умением и интересом перематывают моторы и чинят технику.
"Эти полеты со стороны и выглядят как игра. Кому-то это интересно — и они играют с удовольствием, ставят все новые и новые рекорды. А кому неинтересно — те не будут сидеть дольше необходимого программой. Но зато есть люди с другими склонностями — они любят проводить перемотку моторов, ремонтировать дроны, проводить окраску и так далее. У нас есть девочка — летать ей не очень нравится, зато мотор может перемотать практически в рекордные сроки. Так что кто-то пилот, кто-то ремонтник, штурман, и это не менее важно в управлении беспилотниками", — отмечает Кучеренко.
К преподаванию в качестве инструкторов привлекают в том числе и участников СВО. Особенно активно ветераны СВО участвовали в подготовке студентов к чемпионату профессионального мастерства "Профессионал — 2025" и очень помогли в этом колледжу.
"Я выбрал эту специальность потому, что она новая, специалистов по управлению беспилотниками в стране пока не так много. Не хотелось бы идти в зону боевых действий, скорее всего, буду работать в крае. Уже ближе к выпуску определюсь кем, но точно связанным со своей специальностью", — рассказал один из студентов, Владимир А.
"Без работы эти ребята точно не останутся"
Как отмечает Юлия Фатькова, специальность оператора дронов уже сейчас очень востребована. Особенно активно ищут себе "высокотехнологичных" сотрудников в сфере сельского хозяйства. Преподаватель рассказала, что на сайтах по поиску работы идет активный поиск для работы в Черниговском и Уссурийском районах. Так, прошлым летом, когда Приморье оказалось во власти бесконечных циклонов и ливней, только благодаря мониторингу с дронов удалось собрать урожай в затопленном Уссурийском районе и спасти хотя бы часть посевов.
"Сейчас есть много вариантов трудоустройства. Это мониторинг ледовой обстановки, прибрежной зоны. Поиск людей на море и в лесу — осмотр с дроном часто помогает отыскать пропавших. Также очень хорошие результаты показал мониторинг лесных пожаров с помощью БПЛА. Буквально этой весной благодаря такому мониторингу большую часть пожаров смогли локализовать достаточно быстро, так как дрон способен определить не только дым, но и термическую аномалию, что позволяет на ранних сроках определить источник возгорания и оперативно его ликвидировать", — рассказала Фатькова.
Мастер отметила, что нуждается в операторах и железная дорога. Интересуются новыми квалифицированными специалистами в военкоматах — в зоне боевых действий работники этого направления очень востребованы, — представители военкоматов уже консультировались по поводу обучающих программ. Также требуются операторы БПЛА в музей им. Арсеньева — проводить облеты над объектами, расположенными на острове Русский.
"Рассмотрим еще мирные цели в пределах города. Операторы дронов нужны будут при строительстве жилых домов — на них можно проводить облеты здания, сканировать состояние швов здания, отделки и так далее. Без работы никто не останется", — отметила Фатькова.
Одна из студенток, Кристина К., добавила, что хотела бы работать в родном городе — Владивостоке. В планах у девушки — выучиться на пилота и позже стать преподавателем по этому направлению.
В дальнейших планах колледжа — развитие робототехники — не только летательных беспилотников, но и всех тех роботов, которые ездят, бегают, плавают. Сейчас колледж активно сотрудничает со второй Харбинской профессиональной школой (КНР), ее студенты уже приезжали во Владивосток на чемпионат по слесарному делу. Приморские студенты также приезжают в Харбин для обмена опытом.
Валерия Фадеева