Матисс и три века любви: листаем поэтические ответы на стрессы
Пройти поэтическую терапию от авторов, в той или иной степени связанных с Омском, старинным и сегодняшним, предлагает новая антология "Среди миров". Сборник вышел тиражом 1,5 тысячи экземпляров и уже находится в Омске. Как говорится в предисловии, иногда обитатели мегаполисов могут представляться "издёрганными бесконечными стрессами людьми", и "ради духовного равновесия они обязательно обратятся к таким книгам, как наша". - Несмотря ни на какие времена, не будем забывать о главном в нашей жизни, о том, что позволяет нам всем жить и оставаться людьми, - это, конечно же, любовь, - поделился в разговоре с "Омск Здесь" издатель, редактор-составитель Юрий Перминов. На 600 страницах собрана лирика трёх веков - с 1825 по 2024 год. Вневременная константа собрала 172 поэта: под одной обложкой оказались "и красные, и белые, и монархисты, и анархисты - не важно кто, важно, что их всех объединило это высокое чувство". А ещё Омск, с которым каждый из авторов оказался связан, пусть даже за рамками периода поэтического расцвета. Уже само название - "Среди миров" - отсылает к стихам Иннокентия Анненского, родившегося в городе на Иртыше. В этом антология продолжает идеологическую линию другой книги Юрия Перминова, которая напоминает о литераторах прошлого и раскрывает малоизвестные факты, - " Имена, забытые Омском ". В их числе можно найти беллетриста Николая Коншина, называемого хорошим знакомым Пушкина и назначененного главным инспектором училищ Западной Сибири в Омск. Его же стихи стали самыми ранними, которые вошли в новый поэтический сборник. *** Век юный, прелестный, друзья, улетит; Нам всё в поднебесной изменой грозит; Летит стрелой наш век младой; Как сладкий сон, минует он. Лови, лови часы любви - Пока любовь горит в крови. Николай Коншин (1793-1859), отрывок Дизайнером проекта выступил московский художник-макетчик Иван Лукьянов. Он же создал акварельные иллюстрации. Местами лиричный тон оформления разбавляют коллажи с фрагментами работ Анри Матисса (который тоже писал в красках о любви). Из-за этого даже пришлось на всякий случай поставить на издании маркировку - 16+. Фильтруя любовью Работа над книгой, поиски авторов и произведений, подходящих под замысел составителя, заняли около года. Помогали единомышленники, много материала находилось в Омском литературном музее им. Ф. М. Достоевского, библиотеке им. А. С. Пушкина, Российской государственной библиотеке. По мере литературных изысканий в ряд с такими именами, как Роберт Рождественский, Леонид Мартынов, Аркадий Кутилов, Тимофей Белозёров вставали поэты, фамилии которых широкой публике ничего или почти ничего не скажут. Издатель и для себя сделал несколько открытий. Например, произвела впечатление поэзия театрального критика Виктора Калиша. *** В двух шагах от тебя - холод, омывающий край земли. По холодному морю уходят и приходят назад корабли. Может, ты у причала таешь, словно белый парус вдали, По утрам корабли встречаешь - не матросов, а корабли. Виктор Калиш (1938-2004), отрывок Что ценно, лирическая терапия не всегда про большое и светлое, порой она опускает с небес на землю, раскрывая глаза на менее желанные стороны этого чувства, предлагая взамен возможность самопознания, ценность опыта. *** Живу отшельницей, не в терему, Под оком ворона. В хрущёвской горнице глотаю тьму Ночного города. Сама я ночь, и лунный свет, И одиночество. Тобой любимой столько лет Мне быть не хочется. Альбина Соляник (1946-2011) Конечно, нельзя отрицать наличие субъективного взгляда редактора-составителя, который тоже выступал своего рода фильтром: задачи собрать всё, что есть о любви, не было, отметил Юрий Перминов. По его словам, один из поэтов передал сто стихотворений, а в книгу вошло одно. Это не говорит о том, что он плохой поэт, но приходится соразмерять с тем же Анненским. Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Её любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Неё одной ищу ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света. Иннокентий Анненский (1855-1909) С другой стороны, были некоторые авторы, отказавшиеся участвовать. Может, не оказалось нужных стихов, а может, не поверили, что выйдет книга, "достойная их присутствия", не скрывает автор. - Истинный уровень поэта для меня становится понятен, когда я прочитаю его стихи о любви. Это как лакмусовая бумажка, она определяет уровень поэта, - пояснил Юрий Перминов. - Пока у него нет стихов о любви, трудно о нём сложить мнение как о поэте значительном, состоявшемся. Иной раз читаешь какие-то лозунги, рифмы, и вроде всё правильно, а в рифму-то зачем? Называть это поэзией зачем? Актуальность превалирует над художественностью. По стихам о любви сразу видно, графоман он или всё-таки поэт. Соперничая с нейросетями Антология не отмечает различия по временным эпохам, географическим поясам, авторы выстроены по алфавиту. Среди фамилий угадываются современники, в строчках - сегодняшние образы. Молодая поэтесса, бывшая омичка Диана Лугинина, в своё время ставшая героиней проекта "Омск Здесь" " Встречи с автором ", признавалась , что не корит себя за поступки, в которых есть чувства, но при этом достаточно прагматична для мечтаний и, как и большинство людей, ходит на работу. *** Да ничего, что будни - в крошево. Как говорится, не впервой. Лежу, как одуванчик, скошена, упав в подушку головой. Пускай по-жёлтому наивная, но я - живучая трава. Ещё взойду. Хотя обидно мне, что срезал, а не оборвал. Диана Лугинина (1996), отрывок Директор литературного музея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман оказался из числа тех, кто не сразу согласился, удивившись предложению: не считает поэзию определяющей в своём творчестве. Сошлись на более универсальном и объемлющем понятии - "литератор" - и официально зарегистрированном псевдониме. *** Город в сиреневой дымке Тает в вагонном окне. Девушка, словно на снимке, В пол-оборота ко мне. Жизнь проплывающих станций - Провинциальный перрон. Листья в причудливом танце Пёстро вплетаются в сон. Виктор Винчел (1954), отрывок Нашлось место и сочинению за авторством Юрия Трофимова, ныне - министра культуры Омской области, который, как припомнил автор антологии, начинал писать будучи студентом. В 2001 году выходила его поэтическая книга "Перспектива весны". *** Мы задыхаемся близко, - Лёгкий воздушный риск, И главное - знать заранее, Что спасёт: Искусственное дыхание Рот в рот. Юрий Трофимов (1978) Иными словами, как задекларировал Юрий Перминов на первых же страницах антологии, "можно сколько угодно фантазировать, говоря о всепобеждающем искусственном интеллекте, но любовь останется основой бытия, которая объединяет и строит мосты там, где пропасть". А благодаря любви не исчезнет и поэзия - "вибрация сердца, чего никогда не добьётся ни один даже самый гениальный программист-роботехник". Семейное Тихой песней душу отведу - под гармонь… Булга и кривотолки чаще там, в шумливом городу, а не в нашем - Солнечном - посёлке: заманухам противостоя, здесь живут несладко, но в охотку… На вечерю жёнушка моя варит витаминную похлёбку. Юрий Перминов (1961), отрывок Правда, о совершенном отказе от технологий, осознанно это или нет, речь вряд ли идёт. Молодые авторы, вошедшие в книгу, ожидаемо не игнорируют соцсети, не всегда внушающие уважения старшим коллегам по перу. Плюс имён нашлось всё же больше, чем ожидалось, и чтобы не превратить лирическое собрание в неподъёмный монолит, от справочного материала отказались. Как добавил издатель, "в конце концов в век интернета живём". Презентация сборника состоится 25 апреля в 14:00 в омской Пушкинке. Позднее запланирована ещё одна встреча в формате открытого микрофона и акция дарения книги молодожёнам. "Поверило в любовь", профинансировав проект, омское бизнес-сообщество. О том, что ещё почитать, делимся в проектах " Влюблённые в книги ", " Читай здесь ", " Встречи с автором " и " Встречи с читателем ". Что касается нейросетей, то на этот счёт московские писатели однажды проводили в Омске форсайт-сессию , а мы фантазировали, как выглядело бы продолжение культовых романов прошлого и современности . О работе с искусственным интеллектом с точки зрения визуального искусства рассказывал нейрохудожник . Фото: Илья Петров