Пушкин не отпускает

Обновленная экспозиция Мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате пополнилась еще одним экспонатом: это картина художника Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина».

Пушкин не отпускает
© Вечерняя Москва

Пушкинская тема — одна из важнейших в творчестве народного художника России, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина. «Вечерняя Москва» побеседовала с мастером.

— Дмитрий Анатольевич, как родилась идея написать картину о венчании Пушкина?

— Можно сказать, что к Пушкину я возвращаюсь вновь и вновь. Моей дипломной работой было большое полотно «Смерть Пушкина». Потом были «Пушкин в гостях у семейства ОсиповыхВульф в Тригорском», «Новое стихотворение», «Дуэль Пушкина» — серия картин, иллюстрации к «Евгению Онегину»… Много сюжетов — около двадцати — придуманы, но не воплощены в жизнь. Одна из таких вот картин, которая существовала только в моем воображении, была посвящена венчанию Пушкина. Поэтому, когда в конце 2022 года поступила просьба от Музея Пушкина нарисовать масштабное полотно на тему венчания Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой для экспозиции Мемориальной квартиры А. С. Пушкина на Арбате, я с энтузиазмом взялся за работу. Дело в том, что такие большие картины пишутся несколько лет, а я должен был закончить работу до юбилея поэта в 2024 году. Это был вызов самому себе — но с поставленной задачей я справился, и картина была написана за год и пять месяцев.

— Расскажите, как шла работа над картиной.

— Работал я в тесном сотрудничестве с музейным сообществом. Была создана комиссия от Государственного музея А. С. Пушкина, в которую входили директор Евгений Анатольевич Богатырев, научные сотрудники и авторитетные представители других музеев. Были оговорены лица, которые будут изображены на картине, детали костюмов. Изначально размер картины предполагался чуть меньше, но мне захотелось дерзнуть и расширить пространство — создать практически фреску во всю стену. Такой масштаб позволил достичь эффекта присутствия: каждый, кто стоит перед картиной, чувствует себя одним из гостей на венчании Пушкина. Присутствующие зрители словно продолжают полукруг гостей. Подготовительные этюды были сделаны в храме «Большое Вознесение», где проходила церемония.

— На картине молодожены с иереем обходят аналой. Полотно по-настоящему масштабное: столько интересных лиц! Кого вы изобразили?

— Я старался не просто запечатлеть гостей, а, словно режиссер, поставить спектакль. Вот отец Натали, Николай Афанасьевич, смотрит на свою супругу — он слегка на слезе, наверное, вспоминает, как сами они были женихом и невестой много лет назад. Наталья Ивановна, «сложная» пушкинская теща, накинула на плечи дорогую шелковую шаль в модный «турецкий огурец» — такая стоила целое состояние.

А вот пара слева — Нарышкин, посаженный отец Натальи, с супругой. Петр Андреевич Вяземский (он держит над Пушкиным венец) пришел на церемонию с тремя дочерьми и сыном Павлушей. Павлуша Вяземский сыграл очень важную роль: он встречал молодых с иконой в доме на Арбате и, что очень ценно для нас, оставил позднее подробнейшие воспоминания о том дне. Именно соотносясь с воспоминаниями Вяземского-младшего, сотрудники воссоздавали некоторые детали музейного интерьера: фиолетовые бархатные обои с золотым узором, определенный диван. Справа, у иконы Казанской Божией Матери, стоит Алексей Федорович Малиновский, сенатор, начальник Московского архива Министерства иностранных дел; слева — один из лучших друзей поэта Павел Воинович Нащокин.

Изображен и Левушка Пушкин, младший брат поэта, в то время — поручик Нижегородского драгунского полка. На венчании он был единственным представителем семьи Пушкина. Почему не было родителей и сестры Ольги, история умалчивает. Вот старшие сестры Натальи, Екатерина и Александра, — они чуть завидуют невесте; рядом ее брат Дмитрий Николаевич Гончаров в мундире камер-юнкера. Портретного сходства я добивался, опираясь на сохранившиеся прижизненные изображения персонажей. Проблема заключалась в том, что кого-то приходилось «состаривать», а кого-то, наоборот, «омолаживать»: раньше портреты писали нечасто, многие из них не сохранились вовсе.

История умалчивает о том, был ли на свадьбе Пушкина его друг Денис Давыдов. Я считаю, что он не мог не быть: накануне на мальчишнике он «пропивал» своего товарища и, конечно, должен был быть на венчании. Но достоверных сведений об этом не сохранилось, поэтому я создал интригу — Денис Давыдов у меня выглядывает из-за гостей: его узнаваемый кудрявый локон, шитье генеральского мундира. Художник, повторюсь, это режиссер, который разыгрывает целый спектакль, создает живую сцену, состоящую из крохотных мизансцен. Кто-то из персонажей картины смотрит с улыбкой, кто-то со слезой, кто-то с нескрываемой завистью и досадой: «уплывает» самая красивая невеста Москвы. И сцена обхода аналоя — спасительная для меня, она позволяет показать лица всех действующих персонажей. Круговой обход — это еще и важно символически, это Пушкин замкнул какой-то свой холостяцкий круг жизни и начал круг жизни новый. Александр Сергеевич с Натальей Николаевной — главные персонажи картины. Пушкин держит Натали бережно, словно хрупкий сосуд, и поглядывает на свою мадонну уже чуть ревниво, собственнически. Безусловно, это один из самых счастливых дней его жизни, а плохие приметы, о которых любят сейчас говорить, на самом деле просто вымысел. В этом я и сотрудники музея, пушкиноведы, солидарны.

— Вы сказали, что эскизы делались в храме Большого Вознесения. Как это проходило?

— Я очень благодарен отцу Владимиру Дивакову, настоятелю храма Большого Вознесения, за то, что он благословил меня писать этюды прямо в храме. Мне это было необходимо, ведь классическая живопись подразумевает скрупулезную точность. В частности, точность освещения — мне необходимо было сделать двойной свет, слияние теплого света свечей, паникадил и холодный свет из заиндевелого окна.

— Сейчас какой-то яростный интерес к Пушкину. И не только как к поэту, под лупой изучают и его личную жизнь. Вышел фильм «Пророк», и тут же следом сериал «Натали и Александр» — вы смотрели?

— Ну, это хорошо, когда возникает интерес. И хорошо, когда есть финансирование и телевизионных фильмов, и фильмов художественных. Беда в том, что за них часто берутся режиссеры не просто молодые и неопытные, а нахально уверенные, что вот как они сделают, так и будет гениально. Это такая хамоватая вседозволенность. Считаю недопустимым какой-то намек в воспоминаниях преподносить как свершившийся факт. Или, что еще хуже, придумывать факты, которых нет ни в чьих воспоминаниях. Танцующие лицеисты, рэп и другие вольности — их объясняют тем, что, дескать, так будет понятнее для молодого зрителя. Но не надо заигрывать с молодежью, не надо под нее подстраиваться, наоборот, следует бунтующую и слегка нахальную молодежь отрезвлять. Может быть, в таких случаях имеет смысл говорить, что это не художественный фильм, а фильм-мюзикл, фильм-комедия, фильм по мотивам жизни Пушкина. Надо озвучивать, что в нем есть элемент некоей придумки, сказки. У нас уже было когда-то: «Сбросить Пушкина с корабля современности!» А сейчас его «скидывают» и вовсе подлым образом. Происходит очень тонкий подлог, когда величайшего нашего поэта изображают гнусноватым и пошловатым. Но Пушкин по-прежнему «наше все», и, может быть, такие современные трактовки его биографии, как многочисленные байопики про Александра Сергеевича, позволяют отделить «своих» от «чужих».

— Дмитрий Анатольевич, над чем сейчас работаете?

— Пушкин не отпускает! У меня написано два больших пейзажа с Савкиной Горки, из Пушкиногорья. И сейчас, когда эта работа почти закончена, мне хочется ее оживить фигурами крестьян, которые как бы оглянулись на проскакавшего мимо них Пушкина. Мне как художнику везет: всегда в Пушкиногорье меня посещают вдохновение и новые идеи. Из каждой поездки в мое любимое Михайловское, Тригорское и Петровское я возвращаюсь с одной или двумя темами.

Я очень люблю Пушкиногорье, и эта любовь взаимна. Недавно у меня там открылась выставка серии «Дуэль» из 11 картин. И очень приятно, что эта выставка пользовалась большим успехом в усадьбе Михайловское. И в этот раз, когда я бродил по аллеям Пушкиногорья, у меня вновь появилось несколько тем для будущих картин, посвященных Пушкину. И остается только надеяться, что все они воплотятся в жизнь.

ДОМ, В КОТОРОМ...

К юбилею Александра Сергеевича Пушкина — 6 июня 2024 года — после масштабной реставрации и реконструкции был открыт дом-музей поэта на Арбате, 53. В особняке, принадлежавшем семье Хитрово, поэт провел в 1831 году счастливейшие три месяца своей жизни. Накануне свадьбы здесь собрались его друзья и по русской традиции «пропивали» свободу поэта. Сюда поэт привез свою Натали после венчания в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.