В Архангельске выпустили биографию легендарного исследователя Арктики Папанина

В архангельском кабинете-музее Ивана Дмитриевича Папанина представили книгу "Папанин. Горячий лед", выпущенную к 130-летию со дня рождения легендарного исследователя Арктики. Вместе с Иваном Дмитриевичем Папаниным читатели строят обсерватории на Земле Франца-Иосифа и на Таймыре, встречают в бухте Тихой дирижабль "Граф Цеппелин", дрейфуют по океану на льдине и следят за самолетом Чкалова, преодолевающим Северный полюс...

В Архангельске выпустили биографию легендарного исследователя Арктики Папанина
© Российская Газета

В отличие от знаменитых автобиографий самого Ивана Папанина ("Жизнь на льдине", "Лед и пламень"), книга Алексея Сухановского "Горячий лед" строится не только на его воспоминаниях, но и на дневниках, мемуарах, интервью более сорока участников полярной миссии 1930-х.

"Есть минута бросить взгляд окрест: каков же он, первый наш поселок на полюсе? Огромное ледяное поле, окруженное мощной грядой торосов. Два четырехмоторных самолета. Пять палаток. Метеобудка. Радиостанция в домике из снежных кирпичей с крышей из кустов тормозного парашюта, две радиомачты, антенна. Снежная кухня. Снежные склады", - так описывает только что оборудованную станцию "Северный полюс-1" радист Николай Стромилов.

При этом "первый поселок на полюсе" и другие громкие арктические победы "сшивают" личность Папанина - с его потрясающей энергией, умением объединять людей и двигаться к цели через любые торосы.

Мечтательный и одновременно деятельный характер главного героя отмечен в каждой главе: "Папанин, отодвинув тарелку, возносился в дерзновенные высоты: "Эх, если бы нас затащило в район полюса недоступности"! То-то было бы радости нашей науке…" Водопьянов спросил: "А не страшно? Снимать-то вас оттуда будет трудно". Иван Дмитриевич ответил спокойно и без легкомыслия: "Ничего, страна вытащит". Завершают книгу слова: "Прощай, льдина! Папанин старательно крепит красный флаг на торосе. Плыви же, наша льдина, под красным флагом. По морской неписаной традиции капитан покидает свой корабль, когда на нем нет уже ни души. Горячий лед дрейфующей станции Иван Дмитриевич Папанин оставил последним. Потомкам оставил - для дела, для будущего и - на память, единую, теплую, вечную".