«Ломали ноги и разбивались». Как террористы Хаттаба устроили засаду на российских солдат. Цена мира, чтобы помнили

Хаттаб и его 50 моджахедов

«Ломали ноги и разбивались». Как террористы Хаттаба устроили засаду на российских солдат. Цена мира, чтобы помнили
© runews24.ru

Бой у Ярыш-Марды - всего лишь эпизод, как тогда казалось, в бесконечной Первой Чеченской кампании. В середине апреля 1996 года колонна 245-го гвардейского мотострелкового полка 47-й гвардейской танковой дивизии была почти полностью уничтожена отрядом чеченских и арабских террористов под командованием Хаттаба. Бой произошел в Грозненском районе Чечни примерно в 1,5 км от моста через реку Аргун.

Согласно архивным данным Минобороны РФ, полевой командир Хаттаб со своим отрядом оборудовали позиции на прилегающих склонах и заложили на дороге мины. Когда по ней двигалась груженая продовольствием и припасами российская колонна, боевики подорвали фугасы и открыли огонь.

Предыстория этого вероломного боя такова. Весной 96-го Российская армия контролировала в основном северную Чечню и частично дороги, ведущие в горы. Контроль за горными лесными массивами был номинальным - наши войска лишь закрепились на блокпостах и патрулировали территорию. База в Шатое была самой южной точкой, которую к этому времени контролировали федеральные силы. Как раз там и стоял 245-й мотострелковый полк.

 Груженая продовольствием и припасами российская колонна

 

В середине апреля из его расположения в Ханкалу на аэродром вышла колонна для того, чтобы принять пополнение, загрузиться горючим и продовольствием. Солдаты без каких-либо эксцессов добрались до места назначения, но они и предположить не могли, что в то время, как загружаются припасы, а потом объявляется отбой, на дороге из Ханкалы в Шатой (возле аула Ярыш-Марды), где контролируемая федералами территория граничила с лесом, боевики уже устраивали им засаду.

Отряд чеченских сепаратистов во главе с одиозным и жестоким полевым командиром Хаттабом, настоящее имя которого Самер Салех ас-Сувейлем, оборудовал пару десятков огневых позиций на склонах холмов и установил на дороге мощные фугасные заряды и мины. По оценкам российской стороны, которые были даны позже, численность боевиков составляла от 80 до 160 человек. Хотя сам Хаттаб не раз заявлял, что с ним было только 50 моджахедов.

Полевой командир Хаттаб и его боевики 

 

Вероломная засада

16 апреля колонна 245-го полка выдвинулась обратно в Шатой. Машин и техники было много – военный «караван» растянулся на 1,5 км. Во главе и «хвосте» шли танки, в середине - грузовики и бронемашины с людьми, медицинская «мотолыга» (многоцелевой тягач легкого бронетанкового типа) и «наливники» - цистерны с горючим.

Колонна благополучно миновала мост через реку Аргун, но только ее головная часть скрылась за поворотом, раздался взрыв. Передний танк подорвался на мощном фугасе, другие мины не сработали, но боевики уже начали стрелять по колонне из автоматов и гранатометов.

«Смотрим - из-за пригорка башню танка подбросило, второй взрыв - тоже где-то в голове колонны, а третий как раз бахнул между впереди идущим и нашим «наливником», - вспоминал позднее Денис Цирюльник, один из выживших в том бою солдат-контрактников. - Взрывом оторвало капот, повыбивало стекла. Мимо меня граната как шарахнет в «наливник», что сзади нас шел, и он загорелся. Меня тогда первый раз контузило».

Не всем ребятам удалось выжить...

 

Командовавший колонной гвардии майор Терзовец и корректировщик артиллерии капитан Вяткин погибли практически мгновенно – их машина оказалась в числе первых подбитой боевиками. Таким образом колонна осталась без командира, связи, не было поддержки авиации и артиллерии. Все попытки связаться со штабом по переносной радиостанции провалилась: сообщение о засаде так и не было принято.

Место для засады было выбрано практически идеальное: с одной стороны - отвесный склон, с другой - обрыв и бурная река. По словам Николая Макарова, которому также в том бою удалось чудом выжить, боевики «туда нас и гнали». Ребятам пришлось прыгать с высокого обрыва, ломать ноги и разбиваться насмерть. При этом снайперы их били буквально на лету. Тех, кого ранили, потом просто добивали выстрелами в голову…

«Мы оказались в ловушке. Укрыться было негде. «Духи» окопались буквально метрах в ста от дороги. Их укрытия были накрыты маскировочной сетью. Они методично расстреливали нас», - рассказывал Макаров.

Бой был долгим, жестоким и кровопролитным. По данным генерала Льва Рохлина, в то время – председателя комитета Госдумы по обороне, российские войска потеряли 73 бойца, 52 были ранены. Боевики сожгли 6 БМП, один танк Т-72, одну БРДМ, 11 грузовиков. Правда, по сведениям, позже обнародованным некоторыми федеральными СМИ, количество убитых достигло 95 человек. В Минобороны РФ тогда заявили о 26 погибших бойцах.

Жуткое напоминание о былом сражении

 

Как бы то ни было, «эпизодический» бой у аула Ярыш-Марды доказал, что чеченские сепаратисты, поддерживаемые арабскими боевиками, готовы на все, чтобы заполучить Чечню и сделать ее «страной террора и экстремизма». Благодаря доблести, отваге и самоотверженности российских солдат и офицеров в итоге этому произойти было не суждено. Сегодня Чеченская республика – вполне мирный субъект Российской Федерации. Однако нужно помнить всегда, «какою ценой завоевано счастье»!