Как отмечали Пасху на фронте и в тюрьмах
Светлое Христово Воскресение — праздник, который символизирует победу жизни над смертью. И, как ни парадоксально, именно там, где царят боль и страх. Пасха часто приобретает особенно глубокий смысл.
Даже в самых суровых обстоятельствах люди всегда находили способы отметить этот день. О том, как на фронтах, в госпиталях, в тюрьмах и лагерях проходило празднование, читайте в материале «Рамблера».
На фронте
Во время Первой мировой войны, в Императорской армии действовали полевые церкви и передвижные иконостасы. Солдаты собирались на молитву, им раздавали куличи и яйца, доставленные с тыла. Так, радость праздника приходила прямо в окоп.
Во Вторую мировую войну Пасху продолжали отмечать, несмотря на официальную антирелигиозную риторику СССР. С 1943 года, когда советская власть начала частично восстанавливать контакты с РПЦ, на фронтах появилась возможность для легальных богослужений. В тылу Красной армии активно действовали военные священники, которые освящали куличи, проводили пасхальные литургии и крестные ходы в полевых условиях.
Праздник безмолвия: как разные культуры отдают дань тишине
Солдаты на передовой импровизировали, используя любые доступные продукты: делали «куличи» из сухарей и сгущенки, яйца «красили» буряком или сажей. Одна из фронтовых шуток тех лет:
«Если кулич не пекли — значит, просто не было муки, а не веры»
В госпиталях
Военные госпитали времен Великой Отечественной получали пасхальные посылки от гражданских: куличи, крашеные яйца, свечи, иконы. Медсестры украшали палаты, устраивали импровизированные пасхальные завтраки. В некоторых случаях при фронтовых госпиталях устраивались богослужения. Пациенты после таких празднований морально воспрямляли — у них улучшалось настроение, ускорялась реабилитация.
В тюрьмах и лагерях
В дореволюционной России заключенным разрешалось участие в церковных праздниках. В тюрьмах существовали часовни, священники проводили службы, арестанты могли поститься и причащаться. Даже смертникам дозволялось исповедоваться и принять Пасху.
После революции, 1920–1930-х годах, ситуация изменилась в худшую сторону. Но, несмотря на запреты, заключенные, особенно религиозные и интеллигенция, продолжали праздновать.
В ГУЛАГе Пасха воспринималась как акт личной свободы. Люди красили яйца травами и свеклой, пекли лепешки в жестяных банках, пели молитвы шепотом.
В постсоветское время в российских колониях Пасха снова стала официально разрешенным праздником. С 1990-х годов в учреждениях ФСИН действуют храмы, священники проводят службы, освящают еду. Заключенным разрешают печь куличи, участвовать в литургии. Это стало частью духовной реабилитации, особенно среди тех, кто отбывает сроки по тяжелым статьям.
Подводя итог: что же общего у бойца в окопе, заключенного на лесоповале и пациента на реанимационной койке? У всех — отчаяние, страх, одиночество. Пасха становится якорем. Не просто праздником, а символом, что свет побеждает тьму. И это — главное.
Ранее мы рассказывали, как сделать из кулича арт-объект без особых усилий.