Споры вокруг Туринской плащаницы вспыхнули с новой силой

Туринская плащаница – одна из самых загадочных реликвий в мире. Этот потёртый кусок ткани до сих пор вызывает массу споров. Одни уверены, что это то самое полотно, которым было укрыто тело Иисуса Христа после снятия с креста. Другие считают реликвию средневековым «новоделом». Периодически появляются доказательства в пользу то одной, то другой версии. И вот недавно споры вокруг плащаницы всколыхнулись с новой силой. Загадка века Туринская плащаница – льняное полотно размером 4,4 на 1,1 метра. Её удивительная особенность в том, что на ткани как будто размещены два негатива с отпечатками человеческого тела. На одной половине плащаницы виден образ мужчины со сложенными руками и ровно лежащими ногами, а с другой – то же тело со спины. Над головой различимы следы крови – предположительно, образовавшиеся из-за тернового венца. В области рук также видны следы от гвоздей, а в правой стороне груди – рана от удара копьём. По описанию все эти следы очень похожи на то, как казнили Иисуса Христа. Тем более, что о самой плащанице говорится в Библии. Но почему она оказалась именно в Турине? По преданию, сначала плащаница хранилась у апостола Петра, а потом у его учеников. Затем долгое время пребывала в Эдессе (современная Турция). В 436 г. сестра императора Феодосия II святая Пульхерия поместила её в базилику близ Константинополя. В 1204 году, во время разгрома Константинополя крестоносцами, плащаница исчезла и начала долгий путь по городам Европы. И вот в середине XIV века рыцарь Жоффруа де Шарни, известный своими военными подвигами, объявил, что обладает истинным погребальным саваном Иисуса Христа. Он вручил полотно настоятелю церкви во французском городке Лирей. Тогда же Туринская плащаница впервые была официально упомянута в документах. Правда, местный епископ активно выражал сомнения в её подлинности. «Искусно нарисована человеческой рукой, а не сотворена чудом», – написал он в своём отчёте в Рим. Однако несмотря на этот скепсис реликвия быстро обрела популярность.И спустя века и сменив множество владельцев, в 1578 полотно оказалось в итальянском Турине, где и по сей день хранится в соборе святого Иоанна Крестителя. Так, возможно, она и оставалась бы местной почитаемой реликвией, но в XIX веке произошло чудо, превратившее Туринскую плащаницу в мировую святыню. В 1898 году в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На неё привезли и плащаницу из Турина, представив её как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Адвокат и фотограф-любитель Секондо Пиа получил разрешение сфотографировать полотно. Когда он проявлял негатив в своей тёмной комнате, его руки буквально задрожали. Вместо размытого пятна на ткани негатив показал чёткое изображение человека – словно на плащанице был «записан» первый в истории фотонегатив за много веков до изобретения фотографии. Всю ночь Секондо Пиа проверял и перепроверял, не произошло ли какой-то ошибки. И, по его собственному признанию, увидев изображение, он ни секунды не сомневался, что это именно Иисус Христос. Его уверенность поддержали многие верующие со всего мира, которые потянулись к плащанице как к святыне. Но для того, чтобы провести анализ и установить подлинность полотна, долгое время не было подходящих технологий. А когда они появились, это только добавило Туринской плащанице загадочности… Научный подход Громкое и серьёзное исследование о происхождении плащаницы провели в 1988 году. Тогда три ведущие мировые лаборатории (Оксфордского университета, Университета Аризоны и Цюрихского политехнического института) пытались установить возраст полотна, взяв небольшой кусочек ткани. Для анализа учёные использовали неоднократно проверенный и международно признанный метод радиоуглеродного датирования, который основан на измерениях в материале остатков радиоактивного изотопа Углерод-14. В итоге независимо друг от друга учёные пришли примерно к одинаковому выводу: плащаница была создана в период между 1260 и 1390 годами новой эры. Соответственно, она не могла быть погребальной тканью Иисуса Христа в 33 году. Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку, но к работе учёных нашлась масса нареканий.Самое главное: при исследовании, возможно, не были учтены условия хранения ткани или для исследования была взята одна из заплат, которые появились на полотне спустя века. Ведь пока плащаница путешествовала по Европе и даже пока хранилась в Турине, она несколько раз чуть не сгорела. Каждый раз ей чудом удавалось сохраниться, однако следы пламени и копоти могли привести к искажению результатов анализа. Поэтому исследования загадочного полотна продолжились. С 1980‑х годов было опубликовано более 170 научных работ о таинственной плащанице, многие из которых пришли к выводу, что она подлинная. Последнее такое исследование появилось совсем недавно, в 2022 году. Его провели учёные из Института кристаллографии. Они сделали это новым методом: использовали рентгеновские лучи для измерения деградации волокон льняной целлюлозы, из которых соткано полотно. На сей раз были учтены параметры старения материала, а также температура и влажность, при которой хранилось полотно. В результате анализ показал, что с момента изготовления ткани прошло более 2 тысяч лет. А это хронологически совпадает с библейскими событиями! Впрочем, скептиков эти доводы не убедили. Ряд учёных напомнили, что такой метод исследований был придуман целенаправленно для определения возраста Туринской плащаницы. И насколько достоверно он работает, неизвестно, ведь другие артефакты им не были исследованы. В то время как радиоуглеродный метод проверен годами и редко даёт ошибку. Но как бы то ни было, ни один из методов исследований не объясняет ещё одной загадки полотна – появления там изображения. Светлый лик Даже современная наука не в силах ответить на вопрос, откуда на плащанице мог появился негативный отпечаток с ликом Христа. Звучали предположения, что изображения сделаны с помощью покраски, выжигания или других средств. Но в 1970‑х проводили испытания, в ходе которых ни одна из этих версий не подтвердилась. Кто-то утверждает, что в Средневековье люди владели примитивной техникой фотографии. И если Туринская плащаница всё-таки была изготовлена именно в ту эпоху, а не во времена Христа, то изображение могли нанести тогдашние мастера. Некоторые даже утверждают, что автор «снимка» – сам Леонардо да Винчи. Но как именно он был сделан технически, никто сказать не может. Также звучали предположения о действии какого-то излучения либо химической реакции. Но и здесь нет подтверждений. В течение пяти лет плащаница изучалась специалистами из Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию. И они пришли к выводу, что изображение человека, которое просматривается на ткани, невозможно воспроизвести в лабораторных условиях.Многочисленные анализы не обнаружили следов красителей или пигментов. Изображение словно выжжено на поверхностных волокнах ткани, причём на глубину всего в несколько микрон. Сейчас получить похожий «негатив» можно было бы, например, с помощью ультрафиолетового лазера. Но как это было возможно в древние времена? Так что дискуссии вокруг Туринской плащаницы в ближайшее время явно не утихнут. При этом и православные, и католики относятся к ней как к святыне. Но официальных заявлений церкви по этому поводу практически нет. Сейчас Туринскую плащаницу можно увидеть лишь в особые дни – последний раз её выставляли на всеобщее обозрение в 2015 году. Тогда на неё пришли посмотреть более 2 миллионов паломников и любопытствующих. Планировалось, что Туринскую плащаницу снова можно будет увидеть в 2025 году, но эту дату перенесли. Возможно, даже на 15 лет вперёд. Вот только даже к этому времени все её тайны вряд ли будут разгаданы… Лариса Плахина Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, какие тайны хранят разрушенные нижегородские усадьбы. 

Споры вокруг Туринской плащаницы вспыхнули с новой силой
© Нижегородская правда