Майор Сафиуллин: «Любой, побывав в горячей точке, прежним не возвращается»
«Меня зовут Айнур. А вас?» – протянул мне руку для приветствия улыбчивый молодой человек. «Мария», – ответила я и подумала: «На вид совсем мальчишка, а уже герой...»

Майор Айнур Сафиуллин – Герой России, дважды кавалер ордена Мужества. Получив в одном из боев осколочное ранение в ногу, из боя не вышел, продолжил сражаться. Несмотря на невыносимую боль и непрекращающееся кровотечение. О том, как он с подчиненными все-таки сумел сдержать контратаку противника, взять в плен 8 боевиков ВСУ и как научился управлять своим страхом – уроженец Казани рассказал в интервью «Московскому комсомольцу».
Наш герой родился ровно 30 лет назад. По его словам, его непоколебимым примером с детства был отец, ветеран боевых действий, воевавший под Кандагаром в Афганистане.
– Когда был маленьким, часто смотрел на папины награды, его медали. Периодически он брал меня на разного рода военные выставки, ветеранские встречи. Вот это все меня как-то к концу школы воодушевило и сподвигло пойти по папиной стезе. И сразу после школьного выпускного я пошел служить в армию, – рассказывает Айнур.
Службу начал в ракетной дивизии в Йошкар-Оле, потом перевод в разведывательный батальон, и уже там юноша понял: ему по-настоящему нравится армейская жизнь. Командиры были достойными примерами для подражания: учили делу, передавали опыт. Это и стало отправной точкой для поступления в Московское высшее общевойсковое командное училище, которое он окончил с золотой медалью. Получил распределение на Дальний Восток.
– Чем запомнилась служба в Амурской области?
– Я счастлив, что туда попал. Там такой простор для души! А какие там люди... Они особые, очень добродушные, доброжелательные. Разведвзводу, которым я командовал, приходилось много времени проводить на полигонах, в горах и лесах. Наши занятия напоминали настоящие испытания: ночевки на сопках, езда по бездорожью, выживание в дикой природе. Не поверите, были и неожиданные встречи с медведями. Но на безопасном расстоянии. Ничего, друг на друга посмотрели, и косолапый отправился восвояси (улыбается)...
Однажды в поселок, где располагалась воинская часть нашего героя, стал захаживать амурский тигр. Местные знали: комендантский час обязателен, пока хищник не вернется в свои владения. По словам Айнура, в такие моменты никого на улице не было. Все сидели по домам. Все время, пока специально обученные люди искали хищника, потом его усыпляли и отвозили обратно в лес.
Переломным моментом службы стал приказ от руководства. Офицер вспоминает, что в тот момент его подразделение как раз находилось на учениях: «Поступил приказ о выдвижении в зону СВО». И я уехал. Правда, родители ничего не знали еще очень долгое время. Я им сказал, что нахожусь на учениях. И попросил не верить слухам. Уже позже мама сказала, что сразу все поняла. А отец… Он и вовсе молча принял ситуацию. И за все время не задал мне ни одного вопроса.
– И куда вас направили?
– В Запорожскую область. Знаете, все было в новинку: обстановка, действия, ощущения. Приходилось быстро адаптироваться, не поддаваться панике, анализировать ситуацию и принимать решения. Я постоянно прокручивал в голове разные ситуации, которые могут произойти, думал: «А если я так поступлю? Что будет? Чем закончится?»
Особенно поразило, насколько разношерстным оказался этнический состав местных населенных пунктов – от староверов до потомков немецких и польских переселенцев. В некоторых деревнях местное население не шло на контакт, и это осложняло выполнение задач. Иногда находили нацистскую символику, немецкую форму. А вдруг бы они нас сдали противнику?! Было очень тяжело морально.
А вот в русских деревнях, наоборот, атмосфера была совсем другой: люди охотно помогали, выходили нам навстречу, участвовали в народных собраниях, предлагали помощь, делились информацией...
Первый бой с участием капитана Сафиуллина случился уже на следующий день его пребывания в зоне СВО. Его подразделение двигалось ночью, в полной темноте, с выключенными фарами. И на одном из перекрестков была замечена вражеская колонна. Наш герой дал приказ открыть огонь. Завязался бой.
– Страшно было?
– Мы же на учениях все учились отрабатывать. И мы своей внезапностью устроили, так сказать, хаос в их боевом порядке. Они начали бегать, друг с другом сталкиваться (улыбается). И благодаря такой слаженности и неожиданности атаки, бой удалось выиграть: противник растерялся, спасовал и принял свое поражение.
И – нет, первый раз в бою совсем не было страшно. Присутствовал кураж. Я потом, наверное, еще часа два был как заведенный. Если ты научился управлять своим страхом, то выполнять боевые задачи гораздо проще: действуешь хладнокровно, спокойно. И нужно всегда помнить, что на тебя смотрят подчиненные. И если я прогнусь, то могу погибнуть. Поэтому свой страх я отгоняю на задний план. И просто начинаю методично работать...
В условиях боевых действий Айнуру приходилось импровизировать не только в бою, но и на... кухне. Случалось, в перерыве между плотными обстрелами солдаты умудрялись разжечь костер, быстро сварить уху или поджарить тушенку с картошкой.
– Я помню, мы выбегали в перерывах между обстрелами, быстро ставили чайник на костер и убегали, – рассказывает офицер. – Но бывали и перебои с доставкой пищи: враг сильно обстреливал позиции. Помню, во время одного из налетов на позиции противника нам достались канадские и итальянские пайки: говяжий паштет, суп. Кстати, суп оказался очень невкусным. Все-таки нет ничего вкуснее татарской кухни...

– А бой, за который вы получили звание Героя России, помните?
– Это случилось в 2022 году. Мы штурмовали населенный пункт, в который предыдущие подразделения не смогли продвинуться. Провели тщательную разведку, оценили обстановку. И все это позволило нам зайти в тыл противника. Правда, не обошлось без крови, как говорится. Меня ранило осколком в ногу, я, конечно, почувствовал, но своих пацанов не бросил. Перевязал рану жгутом и продолжил. В тот момент действовал на адреналине.
В итоге с ранением прошел пешком около семи километров. Зато мы захватили в плен 8 боевиков ВСУ, иностранное оружие – противотанковые комплексы «Джавелин» и даже БТР американского производства. Машина была почти новая. По документации – произведена в Оклахоме. Оснащена навигаторами, системой обогрева, удобные кресла. Уже на обратном пути, возвращаясь с победой к своим, чтобы наши не подбили, мы повесили на эту американскую машину флаг Татарстана, который я всегда ношу с собой в зоне СВО (улыбается)...
Самыми трудными, как отмечает наш герой, для него стали не свои ранения или сложные бытовые условия на передке, а потери. Один из таких дней навсегда врезался в его память: погиб близкий друг, с которым они прошли многое, делились планами, говорили о жизни. За день до этого они долго общались – практически всю ночь.
– Не обнялись на прощание, – вспоминает офицер, – потому что там так не принято, но чувство утраты осталось с со мной навсегда. После сообщения о его гибели меня так накрыло, я даже думал, что не смогу выполнить поставленную задачу. Но потом собрался…
– Как узнали о присвоении высшей госнаграды?
– Меня представляли к награждению в 2022 году несколько раз. Наконец, наступил 2023 год. Мне позвонили и сказали: «Собирайся. Скоро встреча с президентом страны». Знаете, это такое событие! Удивительное! Не каждый день ты встречаешься лицом к лицу с главой государства.
Адреналин зашкаливал. Переживал, думал, как бы нигде не запнуться, когда буду докладывать. Но, слава Богу, все прошло хорошо. Бокал шампанского с Верховным главнокомандующим выпил. Он поздравил, поговорили. Владимир Владимирович спросил, на каком направлении я служу, обстановку в той стороне обсудили. Он оказался очень осведомленным человеком. И очень сильный духом, харизматичный, с особенной, непередаваемой энергетикой...
По словам майора Сафиуллина, на подвиги его мотивируют примеры известных полководцев:
– От каждого из них беру по чуть-чуть. Например, Жуков. В такой критический момент, в 1941-м, взять в руки управление войсками. Рокоссовский – второй пример для меня. Очень грамотный командир, и, несмотря на то что был репрессирован, он не опустил рук, продолжил служить Отечеству до самого конца. И, конечно, Суворов. Многие его постулаты до сих пор действуют: «Научись подчиняться, прежде чем управлять другими».
– Мировоззрение изменилось после того, как вы попали в зону СВО?
– Я вам скажу абсолютно честно: любой человек, побывав в горячей точке, прежним назад уже не возвращается. Что во мне поменялось? Знаете, наверное, какие-то приоритеты. Ко многим вещам я начал относиться более спокойно. Сегодня, когда люди рассказывают о каких-то проблемах, я понимаю, что все эти волнения совсем того не стоят. Бывает и хуже. Конечно, больше начал ценить время, проведенное с близкими. Ну, и самим временем начал больше дорожить…
Военная служба, по мнению офицера, требует постоянного преодоления – не только врага, но и себя. Майор Сафиуллин считает, что и сегодня, в век высоких технологий, главное – это люди, их воля, подготовка и верность долгу.
Смотрите фотогалерею: В преддверии Дня защитника Отечества в редакцию "МК" пришли герои СВО: фоторепортаж