Дайверы рассказали, как прошли поиски парохода "Тбилиси", затонувшего в 1943-м

Уральские дайверы-поисковики рассказали, в каких условиях проходила вторая подводная экспедиция, посвященная сухогрузу, затонувшему в годы Великой Отечественной войны (проект приурочен к 80-летию Победы).

Дайверы рассказали, как прошли поиски парохода "Тбилиси", затонувшего в 1943-м
© Российская Газета

Поисковая операция объединила команду из 21 человека: это представители Министерства обороны, профессиональные снегоходчики, дайверы из Норильска и Екатеринбурга.

Почти неделю длились погружения в акватории Енисейского залива Карского моря, где сухогруз "Тбилиси" потерпел крушение 82 года назад. По одной из версий, он выполнял рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой.

В первую экспедицию члены Русского географического общества нашли судно с помощью гидролокатора на глубине больше 12 метров. Дело за идентификацией. С первой попытки это сделать не удалось из-за штормовых волн, поэтому команду собрали второй раз.

За неделю дайверы выполнили по три погружения на глубину от 9 до 12 метров.

"Экспедиция оказалась, пожалуй, самой сложной за семь лет, которые я занимаюсь дайвингом, - поделилась впечатлениями Елена Малафеева. - Мы столкнулись с явлением галоклин. Это смешение пресной воды из реки Енисей и соленой воды Карского моря. При таком явлении подводные объекты выглядят нечеткими: как будто резко ухудшилось зрение до минус трех или пяти".

Галоклин не только помешал ориентироваться под водой, но и сказался на плавучести. На результаты поисковых работ повлияли сильное течение и низкая температура воды.

"Арктическая погода нас побаловала: почти все дни было солнечно, отметка термометра держалась на минус 15-20 градусах. Температура воды, как и предполагалось, составила минус два градуса (ее текучесть при такой температуре сохранялась за счет сильного течения и солености). Снаряжение обледеневало, системы дыхания и плавучести неоднократно переходили во фрифлоу - режим неконтролируемой потери воздуха под водой", - рассказал Дмитрий Бекреев.

Дайверы учли опыт первой поисковой экспедиции и, чтобы избежать шторма на поверхности воды, продумали заранее подледные погружения. Для этого пропилили майну-прорубь. Толщина льда составила почти полтора метра. При этом лед, покрытый плотным слоем снега, сделал погружения практически ночными, работать пришлось при свете фонарей.

"Мы погружались двумя командами по два-три человека. Каждый дайвер был привязан страховочной веревкой, и на поверхности передавали сигналы друг другу. Видимость была не очень хорошей и, кроме фонарей, ориентировались по компасу", - пояснила Мария Останина.

Опыт второй экспедиции показал: водолазам, нацеленным на полное исследование "Тбилиси", требуется большее количество погружений с запасом техники, начиная от компрессоров до ледорубов и фотокамер. Дайверы шутят, что на такой глубине комфортно себя чувствуют лишь колонии актиний - коралловые полипы причудливой формы за долгие годы обильно украсили корабль.

У команды получилось исследовать носовую часть парохода. Оказалось, что у судна достаточно серьезные повреждения: нос буквально разворотило. И это могут быть как печальные последствия вражеской мины, так и итоги весеннего ледохода. На фото можно распознать люки корабля, якорную лебедку.

"Мы сняли видео погружений, материал будет внимательного сопоставлен с чертежами корабля: по месторасположению люков на корпусе, заклепок и других технологических отверстий можно будет сделать итоговое заключение и опознать легендарный "Тбилиси", - подытожил Александр Горовец.