памяти Зураба Церетели
«XX век прощается с нами, и его иконы уходят одна за одной. Мы не знаем, кто будет создавать образ XXI века и что мы вообще оставим после себя, кроме терабайтов программного кода. Но тем, кто через тысячу лет будет раскапывать руины наших городов и составлять историю века XX, придётся выучить имя Зураба Церетели».
Умер Зураб Церетели. Человек, к которому лучше всего подходило «официальное» описание его рода занятий: скульптор-монументалист. Его наследие — это не «скульптуры», это именно «монументы».
О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды. Поэтому давайте честно: пока он жил, многие посылали в его сторону не самые лестные слова. За принадлежность к «номенклатуре» и «высшей художественной аристократии». За памятник Петру, за «шашлык» (монумент «Дружба навеки»). За много ещё чего вызывающе огромного, украсившего улицы нашей страны и не только.
Не только — потому что есть монументы и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Мадриде, и в Севилье, и в Пуэрто-Рико. Там, где его не воспринимали ни как номенклатуру, ни как аристократию. А как того, кем он и являлся — талантливым художником и визионером из СССР.
Когда Пабло Пикассо, с которым Церетели был знаком в Париже, называл его «будущим великим живописцем», он вряд ли делал это, чтобы польстить или заработать себе очки. Он говорил что видел. И теперь, когда его нет в живых, можно спокойно сказать: и ведь был прав.
Художник талантлив, когда силы его таланта хватает на то, чтобы менять реальность и оставить в ней свой след. Церетели оставил, причём по всему миру.
Его ругали за эту огромность, но сейчас, отойдя на почтительное расстояние, признаем: если понятию «большой стиль» нужно было найти лицо, то это было бы лицо Зураба Константиновича.
XX век прощается с нами, и его иконы уходят одна за одной.
Мы не знаем, кто будет создавать образ XXI века и что мы вообще оставим после себя, кроме терабайтов программного кода.
Но тем, кто через тысячу лет будет раскапывать руины наших городов и составлять историю века XX, придётся выучить имя Зураба Церетели.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.