Яков Миркин: Есть много способов долго жить, один из них, это точно - любовь

Дмитрий Милютин, последний фельдмаршал России, автор военной реформы Александра II, прожил с женой почти 70 лет. Пять дочерей и один сын. Ему было 95 лет, ей - 91 год, когда они ушли с разницей в три дня. Хеппи-энд в 1912 году - "жить счастливо - в один день". Это он написал: "Какое чудное мгновение - первое признание в любви! Какое неизъяснимое чувство испытал я, когда она с одушевлением и твердостью объявила, что готова за мной последовать, куда бы ни бросила меня судьба и при какой бы ни было обстановке!" (Д.А. Милютин. "Воспоминания. 1816-1843").

Яков Миркин: Есть много способов долго жить, один из них, это точно - любовь
© Российская Газета

А ей было куда последовать. 20 лет с 1861 года - военный министр. Это он - отмена плетей, розог, шпицрутенов, это его - всеобщая воинская повинность вместо рекрутчины, кратное сокращение сроков службы, офицерские собрания. Более мобильная, компактная армия с расширенным резервом. Военные округа, генштаб, военные суды и прокуратура, военные училища для всех сословий. И, конечно, перевооружение. Броненосцы вместо деревянных кораблей.

До этого - Кавказская война, первая линия. Воин, штабист, фейерверкер, профессор, военный историк. Реформатор. Статьи, книги.

Знаете, что его беспокоило, когда ему было 94 года? В статье "Старческие размышления о современном положении военного дела в России"? Разве это - старческие? "Нельзя... успокаиваться на иллюзиях. Громадная наша матушка Россия двигается вперед на два века позади передовых народов Западной Европы и едва ли когда-нибудь в будущем перегонит их... на уровне техническом и экономическом".

Нас достает это и сегодня. Как изменить, как догнать, как не отставать? Как это сделать - при должных степенях свободы и нестыдно? Как не удушить вертикалями, как это было много раз в истории России? Ну как?

И еще - как им это удалось, Милютину и его жене Наталье - 90+ лет, почти 70 лет вместе, 5 выживших детей, 4 дочери - "милых", "любезных", приемная дочь (племянница), хороший сын - тоже в генеральском чине, теплый кров, под который всегда хочется возвратиться?

Сначала - случай. Молодой русский военный, находящийся в первом путешествии по Европе, сталкивается на вершине Везувия с семейством из России, в котором есть дочь. "От случайной встречи на Везувии зависела вся моя счастливая будущность". Мать - вдова, дочь - Наталия, вся Италия - перед ними, а он бродит за ними по стране, ибо "с того времени мы виделись часто, иногда вместе странствовали, что доставляло мне случай все более сближаться с будущею моею женою".

Это была первая любовь. "В первый раз в жизни я почувствовал сердечное влечение". Но - труба зовет, Россия ждет своего штабс-капитана! "Мне было жутко, покидая Рим, расстаться с ней". "Чем ближе подходил срок разлуки, тем больше я чувствовал возвращение... хандры". "Приходила мне мысль, что безрассудно поддаюсь влечению к девушке, с которой... никогда больше не встречусь". "Я даже уклонялся от слишком частых встреч с ней" и "бродил по отдаленным улицам Рима". В день отъезда, однако, ему была подана "надежда на возобновление... знакомства в Петербурге" и "в курьерской карете" ему стало "легче на душе".

Нет, первая любовь не загубит будущего военного министра! Время - вперед! Итак, те же лица, через год, Петербург, в жизни есть смысл - визиты в дом вдовы и ее дочери. Однако темные сомнения: чем кормить жену? Взял место обер-квартирмейстера на Кавказе (там война!). "В то время Кавказ представлялся далекою, малоизвестною, дикою страною, где на каждом шагу угрожают опасность и смерть". Хандра! "Не будет ли с моей стороны самонадеянностью предполагать, что молодая, прекрасная во всех отношениях девушка решилась бы охотно обречь себя на неприглядную жизнь в отдаленной глуши, вдали от всего ей близкого и привычного? Предположение такого с ее стороны пожертвования не есть ли неосуществимая иллюзия эгоиста?".

"Молодая, прекрасная во всех отношениях девушка!". Написано через 40+ лет. Апрель 1843 г. Он зашел к ней проститься: прощай, еду на Кавказ. Безотлагательно! "Я... был совсем не в духе... даже очень нелюбезным гостем". Она "была также не совсем в веселом настроении". "После чая... судьба сама распорядилась, что я остался с любимою девицею вдвоем в столовой, без свидетелей, - тут совсем неожиданно, - произошло между нами сердечное объяснение". Вдруг она - его! "Мысли мои помутились; не сон ли это?.. Нет, это счастье наяву, счастье, какого я не смел надеяться"!

Двукратное ура! "Будущее приняло для меня совершенно новый смысл". Всё - срочно, Кавказ ждет! Свадьба - через месяц, два венчания - по православному и лютеранскому обряду. Медовый месяц были два дня "моей счастливой жизни", и сразу - на Кавказ, в Ставрополь, обер-квартирмейстером! Жилье - избушка, рядом - городской острог, но "мы переживали еще медовый месяц, когда и в простой хижине живется хорошо".

Так и пошло на всю жизнь - она за ним как нитка за иголкой. Из самых скромных жилищ, в сумраке Кавказской войны - в обширные петербургские квартиры, на 20 лет в туман и сырость, потом - под солнце, в свое имение, в свой особняк, свой сад, свои виноградники, свой фонтан, подаренный детьми к золотой свадьбе, в Крыму, в Симеизе, туда, где его посещали "Его Величества" и прочие высокородные особы. Вместе - на 30 лет "тихой, безмятежной жизни в уединенной местности".

Так кто же он? Военный министр. Живем и сегодня по его военным реформам. Либерал, любитель Франции и Италии. Совсем не англофил. Соавтор всех войн эпохи Александра II, как бы к ним ни относиться. Замечательный военный историк (тома), профессор. Его "старческие воспоминания" и дневники - больше 5-6 тыс. страниц. Высоких энергий, готов трудиться день и ночь. Подвижен необыкновенно. Не выносит высший свет и дворцовые обязанности. Страсть к путешествиям, тесно в России - но и страсть к уединенной жизни дома, с любезною женой. Ненависть к мишуре, орденам и побрякушкам. Почитаем всеми - инстинктивно. Мягок, но тверд в защите имперского. Реформатор, но точен в придворных обязанностях. Последний фельдмаршал. Последний из "ближайших" Александра II, переживший всех.

Они были вместе почти 70 лет и ушли с разницей в три дня

А кто она? О ней мы знаем меньше. Все письма сожжены. Было много одиночества, "печальных разлук" (так писал он) - отъезды, приезды, его путешествия, он мог даже побродить по свету один. От Египта до Парижа! "Жена моя, домоседка и не любившая выездов... со свойственной ей распорядительностью и практичностью, умела устроить новую нашу домашнюю обстановку самым экономичным образом" (Д.А. Милютин. "Воспоминания. 1843-1856").

Назначен в Свиту Государя? "Жена моя чуть не заплакала, вообразив себе, что новое звание оторвет меня навсегда от той скромной, замкнутой жизни, с которой привыкли мы связывать наше семейное счастье". Всегда в хлопотах о детях, ибо пять дочерей и сын, и их семьи, и внуки, их горести и радости - великое поприще. "В это лето вся моя семья была разбросана чуть не по всему земному шару: жена с двумя дочерями - на юге Италии, старшая дочь - под Москвой, а потом в Крыму, младшие дочери - в Финляндии, а сын - на Тихом океане" (Д.А. Милютин. "Воспоминания. 1868-1873"). В крымском имении она - главный управитель. "Все нити домашнего хозяйства находились в руках внимательной и заботливой супруги" (А.Ф. Кони. "Граф Дмитрий Алексеевич Милютин").

Были ли там горести? Более чем! Были ли болезни? Как обычно. Была ли неутомимость? О да, он был легок на подъем, долгие походы, вверх - вниз, горы, а дом свой они вместе - он и она - переустраивали много раз. Стройки в возрасте далеко за 70! Но кажется, что главное - была любовь. Иначе трудно объяснить вот это: 1911 г., Милютину - 95 лет, его посещает делегация Военной академии. Из воспоминаний: "Из двери кабинета бодрою, быстрою походкою, без палки, немного лишь согнувшись, вышел граф. С замечательно приветливою улыбкою, с редким радушием подал он руки членам депутации... Бодрый, веселый, с быстрыми движениями, со светлым ясным взглядом своих необыкновенно добрых глаз, он казался стариком лет 70-75, не более, т. е. лет на 20 моложе действительного своего возраста". Дальше - о ясности его ума, необыкновенной памяти, правильных взглядах на события, интересе "ко всем явлениям современной жизни" (цит. по Л.Г. Захарова. Предисловие. В кн.: Д.А. Милютин. "Воспоминания. 1856-1860").

Они были вместе почти 70 лет. "Долгая совместная жизнь, исполненная взаимного участия и нежной любви, связывала их, и, по милосердию судьбы, они догорели и потухли, как две венчальные свечи, одновременно и трогательно..." (А.Ф. Кони. Цит. соч.). Ему было - 95 лет, ей - 91. Они ушли с разницей в три дня. Есть много способов долго жить. Один из них, это точно - любовь.