Лыжники из Советской Киргизии за 54 дня дошли до Москвы

В следующем году исполняется 90 лет любопытному историческому событию. В 1936 году семь курсантов-комсомольцев Киргизского аэроклуба совершили пешелыжный переход по маршруту Фрунзе - Москва.

Лыжники из Советской Киргизии за 54 дня дошли до Москвы
© Российская Газета

Рассказать об этой истории нас подтолкнул уже ставший добрым другом редакции "РГ" журналист в прошлом, секретарь Совета ветеранов Бакай-Атинского района Жоомарт Мырзаканов. Его же тема перехода заинтересовала потому, что один из участников - Айтыш Самтыров - уроженец села Ленинополь, ныне Бакай-Ата.

К сожалению, информации в открытых источниках об этом довольно мало, но надеемся, что легендарный переход привлечет внимание историков и волонтеров, и таким образом информационный недочет будет устранен. Тем не менее нам все же удалось выяснить некоторые детали этого удивительного события.

В честь комсомола

Совершен уникальный переход был в честь X съезда ВЛКСМ. Идею предложил Киргизский обком комсомола. Задачу перед исполнителями поставили серьезную и ответственную: проводить в пути агитационную работу, рассказывать о достижениях республики, агитировать молодежь вступать в спортивные кружки и аэроклубы. Ну а выполнять ее поручили комсомольцам-курсантам Киргизского аэроклуба Айтышу Самтырову, Александру Перлову, Ишену Туркменову, Николаю Красникову, Александру Назарову, Ивану Николаеву и Рашиду Шарипову. Последний был назначен политическим руководителем группы перехода.

Участникам группы удалось преодолеть расстояние до Москвы за 54 дня, на шесть дней раньше намеченного срока.

"30 декабря прошлого года в 6 часов вечера я в числе шести товарищей начал лыжный переход Фрунзе - Москва, - поделился с читателями кыргызской спортивной газеты Ишен или, как он обозначен в материале, Ишиан Туркменов. - Дни похода запомнились надолго. Идти было нелегко. В степях Казахстана лыжи пришлось нести на плечах - не было снега. Мы шли по 70-75 километров в день. Потом, когда наконец кончились бесснежные степи, мы стали на лыжи и пошли быстрее, оставляли за день позади 100 и больше километров. 1 марта пришли в Москву. Правительство оказало нам большую честь, наградив нас за переход орденами "Знак почета". Теперь я снова работаю на фрунзенском мясокомбинате. Еще в прошлом году летом сдал нормы на значок ГТО первой ступени. Условия были хорошие: на комбинате есть площадка; инструктор занимался с нами легкой атлетикой, играли в волейбол; в кружке было до 40 человек".

Только представьте себе. С тяжелыми рюкзаками и лыжами участники похода шли в самые холодные месяцы зимы - январь и февраль! Сколько мужества, ответственности и осознания своей важной роли было в этих молодых ребятах! Но как бы ни было им тяжело в пути, до Москвы, как мы знаем, посланники из горной республики добрались, успев на X съезд ВЛКСМ. К слову, туда они доставили трудовой рапорт молодежи Киргизии. На съезде их встретили радостно, вручили грамоты Центрального Совета Союза советской общественно-политической оборонной организации (ОСОАВИАХИМа) СССР.

За подписью маршала и старосты

Грамоты, врученные молодым героям, подписал легендарный полководец и один из первых маршалов СССР Семен Буденный. Вот несколько строк из этого документа от 10 марта 1936 года:

"За исключительный по дальности лыжный переход Фрунзе - Москва на расстояние 3768 километров, блестяще выполненный в течение 54 ходовых дней".

Но ребят отметил не только Буденный, но и всесоюзный староста, председатель ЦИК СССР Михаил Калинин. Он и подписал приказ о награждении ребят орденами.

"Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: за успешное совершение исключительного по дальности лыжного перехода Фрунзе - Москва в январе - феврале 1936 года в предельно короткий срок, за проявленную отвагу и настойчивость в преодолении исключительных трудностей перехода наградить орденом "Знак Почета" участников перехода, летчиков и планеристов Фрунзенского аэроклуба (Киргизская АССР)", - гласил текст приказа.

Не обошла ребят вниманием и столичная пресса. На следующий же день после их прибытия в пункт назначения в газете "Вечерняя Москва" появилась публикация под заголовком "Через отроги Тянь-Шаня и казахские степи. На финише у Абельмановской заставы" (Абельмановская застава - площадь в Москве на пересечении улиц Абельмановской, Рогожский Вал, Таганской и Нижегородской. - Прим. ред.).

"Через отроги Тянь-Шаня, казахские и оренбургские степи семь комсомольцев Киргизии совершили пешелыжный переход по маршруту Фрунзе - Москва, - сообщалось в газете. - "За 54 ходовых дня ими пройдено около четырех тысяч километров. "Шли мы, - рассказывает командир пробега Назаров, - в морозы, дождь, в любую погоду. Более половины пути из-за отсутствия снега пришлось идти пешком с лыжами за плечами. Недалеко от Чанаевска застигла метель, но она не остановила нас, и мы благополучно дошли до города. На лыжах в полном порядке мы перевалили через Киргизский хребет высотой свыше трех тысяч метров".

Жили полной жизнью

Участники перехода, как и вся многомиллионная молодежь Советская Союза, вплоть до 1941-го года старались жить и дышать полной грудью, трудиться, быть активными членами общества.

Айтыш Самтыров, например, вернулся в Ленинополь, где ранее отучился на зоотехника. Он помогал отцу-скотоводу. Александр Назаров проявил свои таланты на ниве журналистики - стал корреспондентом "Советской Киргизии". Рашида Шарипова избрали депутатом 1-го созыва Верховного Совета СССР 1938-го года. Ишен Туркменов, как и до перехода, продолжал работать на мясокомбинате.

Вторжение нацистской Германии не оставило никому права на выбор. Все участники многокилометрового броска в числе первых отправились на передовую. По имеющимся сведениям, все они погибли на фронте.

Вместе с тем

Как следует из материала "Лыжня не тает" Айдара Валиахметова, опубликованного в Москве издательством "Молодая гвардия" в 1986 году, то есть спустя 30 лет после перехода, автограф Семена Буденного появился и на кубке, который учредила газета "Комсомолец Киргизии" для тех, кто решил заочно повторить на лыжах путь из Фрунзе до Москвы.

В борьбе за награду участвовали военно-спортивные команды школьников. Победа присуждалась тем, кто в ходе соревнований, организованных газетой, быстрее всего набирал 3768 километров. В зачет шли дистанции, которые школьники преодолевали в походах по выходным дням.

Кстати

Информация об одном из участников перехода - Айтыше Самтырове - доступна в музее "Дорога памяти" Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации "Патриот".

Согласно ей, Самтыров, будучи младшим лейтенантом, воевал в составе 2-й парашютно-десантной бригады. Погиб в марте 1942 года в ходе боев за станцию Лычково Ленинградской (с 1944 г. Новгородской) области.