Атомный ледокол "Якутия" отправился в первый рабочий рейс
В свой первый рабочий рейс отправился третий серийный универсальный атомный ледокол "Якутия", который недавно прибыл из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск, на базу "Атомфлота". Переход в 2470 морских миль занял шесть суток. Громадное судно длиной 173 метра и высотой с 11-этажный дом двигалось со средней скоростью 16 узлов (почти 30 километров в час).
Экипажу ледокола предстоит работать в Енисейском районе Карского моря. Сейчас в акватории Севморпути завершается период нарастания льда. Атомоходу предстоит ледокольная проводка судов, участвующих в проекте "Восток Ойл". Эти суда предстоит "подхватить" в точке формирования каравана или у западной кромки моря, а затем поставить в припай - неподвижные участки ледяных полей, примерзшие к берегу. В этих условиях "Якутия" будет иметь прекрасную возможность для демонстрации своих технических преимуществ: мощности, маневренности и двухосадочности, позволяющей работать и в море, и в устьях впадающих в Северный Ледовитый океан рек, где глубина меньше.
В бесконечных лабиринтах коридоров чистота близка к идеальной. На мостике - современное электронное оборудование, вызывающее что-то вроде почтительного трепета. Глаз натыкается на листок с меню. Интересно, чем кормили моряков 15 апреля, в день отхода? На обед - суп овощной со свининой, "котлетка с картофельной пюрешкой" (так и написано!), салат из свежих овощей и компот. На ужин - "колбаски "Охотничьи" с тушеною капустою, морс, фрукты". Чувствуется, что повару Денису Аксенову не чужд литературный слог и юмор.
- Это не столько дом, сколько самодостаточный город в миниатюре. Даже отходы утилизируются здесь без выброса в морскую среду, - говорит капитан "Якутии" Дмитрий Никитин. - Дошли до Мурманска довольно легко, я заранее продумал маршрут, посмотрел прогноз погоды, подсчитал скорость. Удачно маневрируя, обошел циклоны. Сейчас грузим продукты - ориентировочно на полгода. Конечно, есть небольшое волнение, как ледокол покажет себя во льдах. Сейчас наступает важный этап в эксплуатации судна. Но я уверен в своем экипаже. Механики отлично знают свое дело, а судоводители имеют успешный опыт работы во льдах открытого моря и в устьях рек.
Бытовые условия для экипажа ледокола - как в хорошей гостинице. Здесь есть бассейн, два спортивных зала, современный медпункт и уютная комната отдыха.
- Больше времени проводим в спортзалах, - признается вахтенный помощник капитана Сергей Тараненко. - Вода в бассейне - морская, забортная. Температуру настраиваем, какую надо. Если идем, например, в Карском море, то можем сказать, что в Карском море искупались. Трудно ли работать на ледоколе? Вся работа на Северном морском пути тяжелая и ответственная. Например, выводим газовозы из порта Сабетта по каналу во льдах. Они идут за нами в караване. Иногда попадается такой лед, что приходится двигаться вперед и назад, и тут важно не повредить судно, идущее сзади. Самое главное - держать безопасную дистанцию.
Известная морская примета, что женщина на судне к несчастью, для атомных ледоколов неактуальна. Моряки над этим гендерным умозаключением только посмеиваются. На "Якутии" трудятся пять девушек: электрик, химик и оператор и две дневальные, они помогают поддерживать порядок. Интересно, что на борту "Якутии" уже есть семейная пара - электрик Алла Воронина и ее муж Никита, старший электромеханик.
- Конечно, электрик - специальность не женская, - рассказывает Алла Воронина. - Спасибо экипажу, мне всегда помогают. Да и главное то, что на ледоколе мы с мужем вместе, а вдвоем нам совсем не тяжело.