Враг не пройдет: строительство оборонительных рубежей во время Великой войны

Если выстроить все возведенные в 1941-1943 годах в СССР линии обороны друг за другом, то они составят четверть длины экватора. И выполнен этот огромный массив работ был часто руками женщин, подростков и стариков, которые самоотверженно трудились ради того, чтобы враг не смог пройти дальше по их земле.

Враг не пройдет: строительство оборонительных рубежей во время Великой войны
© Главгосэкспертиза России

Строительство оборонительных рубежей началось еще до начала Великой Отечественной войны. До 1939 года была построена линия Сталина, а позже на 300 км западнее началось строительство новой линии Молотова.

К моменту нападения фашистской Германии на Советский Союз она не была закончена, но уже построенные укрепления позволили значительно задержать немецкие войска. Встали тогда на пути противника, в том числе строители, не успевшие отступить и эвакуироваться из недостроенных укреплений.

Далее оборонительные укрепления строились по всей России. Трудно переоценить их роль в боевых действиях. Например, показателен такой факт: немцы достигли Лужской оборонительной линии в 125 километрах от Ленинграда за три недели с начала войны, а до окраин города дойти и преодолеть заграждения смогли только через полтора месяца. Это стало одним из факторов, из-за которых было решено заблокировать город, отказавшись от его штурма.

Решение о строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом было принято в первые же дни войны, а участвовали в стройке до полумиллиона жителей города.

2.jpg

Москвичи на строительстве оборонительных сооружений. Фото Б. Вдовенко. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru

Еще одним показательным примером стало строительство укреплений под Сталинградом. Их протяженность составила 770 километров. Это были три линии глубокоэшелонированной обороны. Кроме них от Урюпинска до Астрахани обустраивались фланговые и отсечные рубежи, опорные пункты и другие необходимые инфраструктурные и не только сооружения. Например, железнодорожные линии «Саратов – Иловля», «Кизляр – Астрахань», «Сталинград –Владимировка — Баскунчак», 45 аэродромов и 11 взлетно-посадочных площадок и укрытий для фронтовой авиации.

В строительстве участвовали как саперные войска, так и мирные жители – рабочие, колхозники, интеллигенция, домохозяйки, студенты и старшие школьники – в общей сложности 225 тысяч человек. Основные работы шли в октябре-декабре 1941 года в соответствующих этому времени году погодных условиях. Условия труда были очень тяжелыми, особенно для женщин, стариков и детей, которые работали под дождем и снегом, пытаясь вырыть окопы в размокшей от осадков земле.

Чтобы понимать, какой подвиг они совершили, приведем несколько цифр – длина укреплений составила 3860 километров, при этом выкопали и перебросили 21,5 млн. куб. м земли – это больше, чем, например, на строительстве Волго-Донского канала. И сделано это было вручную.

Если же вновь посмотреть на общую ситуацию по возведению укреплений, то в октябре 1941 года создали 16 саперных армий, которые должны были возводить оборонительные рубежи на протяжении всего фронта, от Белого до Черного моря.

4.jpg

Фронтовая Москва. Фото М. Грачева. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru

Отдельной страницей стало возведение укреплений на подступах к Москве и участие москвичей и жителей области в их строительстве. К работам привлекли около 600 тыс. человек, которые создали несколько оборонительных линий. При этом, согласно архивным данным, 75% из них составляли женщины.

Сразу после начала войны, в июле началось строительство на дальних подступах к столице по рекам Десна-Судогость. Уже в августе тут был передний край обороны советских войск. Одновременно сооружалась Ржевско-Вяземская линия обороны, которая состояла из двух полос. Также во второй половине июля начали строительство Можайской линии на основе четырех укрепрайонов – Можайского, Малоярославецкого, Калужского и Волоколамского. Эта линия закончена не была из-за прорыва немецких войск, после чего, в октябре 1941 года, начали укреплять ближние подступы к Москве.

Внешний пояс обороны проходил по линии Клязьминское водохранилище-Хлебниково-река Клязьма-Сходня-Нахабино-Перхушково-Красная Пахра-Домодедово.

Главный рубеж включал в себя две полосы, которые находились примерно в 15-20 километрах от центра Москвы.

Третьей и последней линией стал городской оборонительный рубеж. В позиции прекратились окружная железная дорога, Садовое кольцо и бульварное.

3.jpg

Трудящиеся столицы на сооружении противотанкового рва. Фото Б. Вдовенко. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru

Здания столицы превращались в укрепленные огневые точки, городские магистрали перегораживались баррикадами, ежами, рогатками и надолбами. На боковых проездах рыли рвы и также баррикадировались.

Всего к началу 1942 года в Москве появились 30 км надолбов, 19 000 ежей, 26 км проволочных заграждений и 10 км баррикад, а также в домах сделано 496 артиллерийских и пулеметных точек.

Улицы города были закреплены за разными предприятиями. Например, укрепления на 2-й улице Марьиной Рощи возводили сотрудники завода «Свет», фабрики «Детская книга» и 2-й автобазы НКВД.

Строительство оборонительных сооружений стало настоящим народным подвигом, а его движущей силой стала любовь к Родине, которую выразили в одном из коллективных воззваний московские строители укреплений: «Грозные, суровые дни переживает наша Родина… Перед лицом грозной опасности все советские люди говорят: враг не пройдет».

Фото на превью: Сооружение огневой точки. Фото Б. Кудоярова. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru