Враг не пройдет: строительство оборонительных рубежей во время Великой войны
Если выстроить все возведенные в 1941-1943 годах в СССР линии обороны друг за другом, то они составят четверть длины экватора. И выполнен этот огромный массив работ был часто руками женщин, подростков и стариков, которые самоотверженно трудились ради того, чтобы враг не смог пройти дальше по их земле.
Строительство оборонительных рубежей началось еще до начала Великой Отечественной войны. До 1939 года была построена линия Сталина, а позже на 300 км западнее началось строительство новой линии Молотова.
К моменту нападения фашистской Германии на Советский Союз она не была закончена, но уже построенные укрепления позволили значительно задержать немецкие войска. Встали тогда на пути противника, в том числе строители, не успевшие отступить и эвакуироваться из недостроенных укреплений.
Далее оборонительные укрепления строились по всей России. Трудно переоценить их роль в боевых действиях. Например, показателен такой факт: немцы достигли Лужской оборонительной линии в 125 километрах от Ленинграда за три недели с начала войны, а до окраин города дойти и преодолеть заграждения смогли только через полтора месяца. Это стало одним из факторов, из-за которых было решено заблокировать город, отказавшись от его штурма.
Решение о строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом было принято в первые же дни войны, а участвовали в стройке до полумиллиона жителей города.

Москвичи на строительстве оборонительных сооружений. Фото Б. Вдовенко. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru
Еще одним показательным примером стало строительство укреплений под Сталинградом. Их протяженность составила 770 километров. Это были три линии глубокоэшелонированной обороны. Кроме них от Урюпинска до Астрахани обустраивались фланговые и отсечные рубежи, опорные пункты и другие необходимые инфраструктурные и не только сооружения. Например, железнодорожные линии «Саратов – Иловля», «Кизляр – Астрахань», «Сталинград –Владимировка — Баскунчак», 45 аэродромов и 11 взлетно-посадочных площадок и укрытий для фронтовой авиации.
В строительстве участвовали как саперные войска, так и мирные жители – рабочие, колхозники, интеллигенция, домохозяйки, студенты и старшие школьники – в общей сложности 225 тысяч человек. Основные работы шли в октябре-декабре 1941 года в соответствующих этому времени году погодных условиях. Условия труда были очень тяжелыми, особенно для женщин, стариков и детей, которые работали под дождем и снегом, пытаясь вырыть окопы в размокшей от осадков земле.
Чтобы понимать, какой подвиг они совершили, приведем несколько цифр – длина укреплений составила 3860 километров, при этом выкопали и перебросили 21,5 млн. куб. м земли – это больше, чем, например, на строительстве Волго-Донского канала. И сделано это было вручную.
Если же вновь посмотреть на общую ситуацию по возведению укреплений, то в октябре 1941 года создали 16 саперных армий, которые должны были возводить оборонительные рубежи на протяжении всего фронта, от Белого до Черного моря.

Фронтовая Москва. Фото М. Грачева. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru
Отдельной страницей стало возведение укреплений на подступах к Москве и участие москвичей и жителей области в их строительстве. К работам привлекли около 600 тыс. человек, которые создали несколько оборонительных линий. При этом, согласно архивным данным, 75% из них составляли женщины.
Сразу после начала войны, в июле началось строительство на дальних подступах к столице по рекам Десна-Судогость. Уже в августе тут был передний край обороны советских войск. Одновременно сооружалась Ржевско-Вяземская линия обороны, которая состояла из двух полос. Также во второй половине июля начали строительство Можайской линии на основе четырех укрепрайонов – Можайского, Малоярославецкого, Калужского и Волоколамского. Эта линия закончена не была из-за прорыва немецких войск, после чего, в октябре 1941 года, начали укреплять ближние подступы к Москве.
Внешний пояс обороны проходил по линии Клязьминское водохранилище-Хлебниково-река Клязьма-Сходня-Нахабино-Перхушково-Красная Пахра-Домодедово.
Главный рубеж включал в себя две полосы, которые находились примерно в 15-20 километрах от центра Москвы.
Третьей и последней линией стал городской оборонительный рубеж. В позиции прекратились окружная железная дорога, Садовое кольцо и бульварное.

Трудящиеся столицы на сооружении противотанкового рва. Фото Б. Вдовенко. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru
Здания столицы превращались в укрепленные огневые точки, городские магистрали перегораживались баррикадами, ежами, рогатками и надолбами. На боковых проездах рыли рвы и также баррикадировались.
Всего к началу 1942 года в Москве появились 30 км надолбов, 19 000 ежей, 26 км проволочных заграждений и 10 км баррикад, а также в домах сделано 496 артиллерийских и пулеметных точек.
Улицы города были закреплены за разными предприятиями. Например, укрепления на 2-й улице Марьиной Рощи возводили сотрудники завода «Свет», фабрики «Детская книга» и 2-й автобазы НКВД.
Строительство оборонительных сооружений стало настоящим народным подвигом, а его движущей силой стала любовь к Родине, которую выразили в одном из коллективных воззваний московские строители укреплений: «Грозные, суровые дни переживает наша Родина… Перед лицом грозной опасности все советские люди говорят: враг не пройдет».
Фото на превью: Сооружение огневой точки. Фото Б. Кудоярова. Источник: Н-р, МАММ / МДФ, russianphoto.ru