Третий фронт.  Как советские художники и карикатуристы вдохновляли народ на победу над врагом в годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны советскую пропаганду называли «третьим фронтом». Ее главной целью было сплотить народ против общего врага, и она ее выполнила блестяще. С первых дней войны советская пропаганда стала мощным и одновременно очень гибким психологическим оружием в борьбе с фашизмом. А наиболее доступным, ярким и эмоциональным средством агитации и пропаганды был плакат. О том, как в годы Великой Отечественной войны художники вдохновляли советских людей на героический труд и военный подвиг, читайте в материале «Ленты.ру».

«Горы, реки, леса и долины мы за зверем фашистский пройдем»

Пропаганда является мощным методом влияния на сознание людей. Как показывает мировая история с помощью умелой и последовательной пропаганды можно сформировать общественное мнение любого толка. Сегодня, в условиях активного ведения всеми государствами информационной войны, понимание этого факта особенно актуально.

В предвоенные годы гитлеровская пропаганда справедливо считалась наиболее изощренной и эффективной. Недаром же фашистам удалось заморочить головы миллионам людей. Во время Великой Отечественной с влиянием немецкой пропаганды напрямую столкнулся и советский народ. Целью ее было внушить противнику идею превосходства и непобедимости великого Рейха, бесперспективность и пагубность любого сопротивления, а также разобщить народы и социальные группы СССР и натравить их друг на друга.

Противостоять этому должна была советская и коммунистическая идейно-воспитательная работа, пропаганда и агитация, в чем за годы советской власти был накоплен значительный опыт. Во время Второй Мировой войны советскую пропаганду справедливо называли «третьим фронтом».

Галерея №1 (фронтовая патриотика)

Из всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, именно Германия и СССР были идеологизированы в наибольшей степени. Но советская пропаганда оказалась более гибкой.

Чтобы сплотить народ против общего врага, в СССР отказались от целого ряда существовавших до тех пор идеологических установок в отношении религии, истории страны и идеи мировой революции.

Война с Германией характеризовалась уже не как классовая, а как всенародная и Отечественная.

И это сыграло важнейшую роль во внедрении в сознание советских людей необходимости полной самоотдачи и перестройки всей жизни на военный лад. Пропаганда поднимала боевой дух советских воинов, заставляла их мужественнее сражаться, а тыл работать на пределе сил.

Для наиболее эффективного ведения патриотической идейно-воспитательной работы изменилось отношение власти и партии к интеллигенции и представителям культуры. Был задействован весь культурный потенциал станы: печать, радио, кинематограф, литература, музыка, живопись.

Положение на фронтах быстро менялось, и пропаганде приходилось быть гибкой, менять темы и курс, подстраиваться под ситуацию на фронтах и внешнюю политику страны. Самыми быстрыми и популярными пропагандистскими средствами стали советские плакаты и листовки.

«Больше угля нарубишь — скорее фашиста погубишь»

В первые и самые тяжелые месяцы войны, когда немецкие войска стремительно наступали, а Красная армия терпела одно поражение за другим, было необходимо предотвратить панику и внушить бойцам и командирам, что с врагом можно бороться. Для поднятия боевого духа захватчики изображались максимально жалкими, беспомощными и смешными, а советские солдаты, наоборот, сильными и бесстрашными.

Галерея №2. (жалкие фашисты)

Одним из основных лейтмотивов советской пропаганды первых месяцев войны стала низкая, нечеловеческая сущность врага — жалкого и бесчеловечного монстра. Таким немецкий солдат уже не воспринимался как сверхчеловек и его легче было убивать. В лозунгах и воззваниях громко звучали мотивы мести, вероломства, несправедливости, защиты самого дорогого — родного дома, родной земли.

Другой, не менее важной, темой пропаганды стала ударная работа в тылу. Тысячи предприятий и миллионы людей были перемещены с захваченных врагом территорий на восток страны. Было необходимо быстро восполнить потери в танках, самолетах, артиллерии, бесперебойно производить боеприпасы. При этом больше половины рабочих военных предприятий составляли женщины и подростки. Работница со снарядом в руках стала ярким образом советской агитации в тылу.

Благодаря героической работе тыла, потери вооружения в первых месяцев войны были восполнены, а темпы производства ВПК постоянно росли. Когда весной 1942 года разведка доложила Гитлеру, что советские танковые заводы на Востоке страны выпускают по тысяче танков в месяц, он не поверил и сказал, что разведка ошибается. Немецкая разведка действительно ошибалась, в это время на Востоке выпускали уже по две тысячи танков в месяц.

Галерея №3 (героическая работа тыла)

«За Родину! За Сталина!»

Плакаты с агитационными целями посылались на фронт, наравне с патронами и снарядами. Их клеили на стенах домов, в клубах и военкоматах, несли домой. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Обычно рядом с плакатом писали:

Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает предательское дело.

Военные советы и политуправления фронтов выделяли специальные самолеты и даже целые эскадрильи для распространения агитационных материалов на территории оккупированной противником. Для заброски агитматериалов за линию фронта применялась даже артиллерия. Так специальный гаубичный 152-мм снаряд вмещал около одного килограмма листовок.

Галерея №4. (За Родину! За Сталина!)

Важной частью идеологической работы стало патриотическое оформление почтовой корреспонденции, идущей с фронта в тыл и наоборот. Стандартные бланки для солдатских писем и открытки оформлялись лучшими советскими художниками и сопровождались лаконичным и экспрессивным текстом. Изображение и лозунг должны были легко запоминаться и создавать уверенность в непременной победе над врагом.

Галерея №5 (фронтовые письма и открытки).

«Бей штыком, гранатой бей, бей чем хочешь, но убей!»

Расскажем подробнее о художниках, оставивших яркий след в жанре патриотического плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны.

Уже на второй день войны, 23 июня 1941 года, появился самый известный и многотиражный плакат Великой Отечественной — «Родина-мать зовет!». На нем русская женщина, олицетворяющая собою образ Отчизны, на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Ее взгляд полон решимости, а лицо выражает одновременно боль и надежду.

Автор шедевра Ираклий Тоидзе. По рассказу художника утром 22 июня 1941 года он работал над иллюстрациями к поэме «Витязь в тигровой шкуре». Неожиданно в мастерскую с криком «Война!» вбежала жена. Пораженный выражением ее лица художник тут же принялся делать наброски.

Только в первые недели войны было отпечатано 5 миллионов плакатов «Родина-мать зовет!»

Огромной популярностью пользовались сатирические плакаты «Окна ТАСС», продолжавшие традиции революционных карикатур «Окон сатиры РОСТА» (1919 год). Инициаторами создания «Окон ТАСС» стали Кукрыниксы.

Галерея №6 (Кукрыниксы)

Под сложной аббревиатурой скрывались три художника: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, из начальных букв фамилий которых и получилось ставшее быстро популярным слово — Кукрыниксы

Как только репродукторы объявили о начале войны, все трое поехали в редакцию газеты «Правда» и сразу же приступили к работе. Уже через несколько часов были готовы первые эскизы.

Остроумные и злые карикатуры Кукрыниксов сопровождались простыми, легко запоминающимися рифмованными текстами, и никого не оставляли равнодушными. Люди с нетерпением ждали выхода очередных карикатур. Смех давал им силы для дальнейшей борьбы.

В 1942 году художники были удостоены высшей награды — Сталинской премии, потом их будет еще четыре, а также Ленинская и Государственная премии.

«А вот еще ублюдок жуткий. Се — помесь пса с фашистской уткой»

В блокадном Ленинграде работали художники карикатуристы творческого объединения «Боевой карандаш», основанного художником графиком Николаем Муратовым. С первых дней войны Николай Евгеньевич стал бойцом ПВО. Нес службу на крыше выставочного зала Ленинградского союза художников, тушил зажигательные бомбы и одновременно продолжал работать над созданием агитационных плакатов. Часть из них была издана в виде открыток.

Галерея №7 (Муратов).

Другим членом содружества «Боевой карандаш» был замечательный художник-график и карикатурист Владимир Гальба. С ним произошел следующий случай.

Как-то приехав к бойцам Ленинградского фронта, Гальба на радость солдатам нарисовал шаржи на главарей рейха. Бойцы долго смеялись, а потом, по приказу политрука, разбили эти рисунки на квадратики и пропорционально перенесли краской на огромные куски марли. Ночью разведчики растянули полотна на линии электропередач перед немецкими окопами.

Когда рассвело, из наших окопов раздался дружный хохот. Захохотал и неприятель. Но вскоре смех противника сменился беспорядочной стрельбой по карикатурам. Пули пробивали марлю, не причиняя ей серьезного вреда. Чтобы убрать позорившие фюрера и его окружение карикатуры, немцы организовали атаку, но были отбиты с большими потерями. По мнению художника:

Это был тот случай, когда смех убивал в буквальном смысле слова. Недаром же слова умора и мор одного корня!

Галерея №8 (Гальба)

Шаржи на главарей Рейха и их сателлитов вышли в 1943 году в виде серии открыток. За свои «художества» Владимир Александрович был зачислен в личные враги фюрера. Список приговоренных к повешению ленинградцев наши разведчики обнаружили у одного из убитых офицеров СС.

В «Окнах ТАСС» осажденного Ленинграда работал выдающийся советский художник, книжный график, плакатист, стоявший у истоков искусства советского политического плаката и агитационного искусства Николай Кочергин. Весной 1942 года тяжело больной Николай Михайлович был вывезен из города по льду Ладожского озера.

«С ним рядом чумные микробы не мор, а божья благодать»

Любопытна история русского и советского художника графика, карикатуриста, одного из основоположников советского политического плаката Виктора Денисова, подписывавшего свои работы псевдонимом Дени.

Галерея №9 (Дени, Кочергин и др.)

В 1917 году выходец из обедневшего дворянского рода Дени (род. в 1893 году) был ярым противником большевиков и рисовал на них крайне злые карикатуры. Так в журнале «Бич» им был изображен Ленин в образе Иуды, получающий мешочек с серебрениками от кайзера Вильгельм с подписью: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин... Тридцать сполна!».

После революции художнику припомнили его шуточки в адрес вождя мирового пролетариата. Перепуганный Дени прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Она показала рисунки Владимиру Ильичу и стала защищать художника, рассказывая, как хорошо он работает Дени в газете «Правда». На что Ленин заметил:

Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени, чтобы оставили этого Дени в покое.

В дальнейшем, раскаявшийся во временных заблуждениях, художник честно служил советской власти, а в 1932 году ему было даже присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Крым — наш!

Разгром фашистов под Москвой стал точкой отсчета активного наступательного характера советской пропаганды. Все чаще в наглядной агитации использовалось слово «Победа!». А темами плакатов и открыток стали освобожденные советские города: Сталинград, Одесса, Киев, Минск…, победные салюты над Москвой, боевая дружба союзников по антигитлеровской коалиции.

Галерея №10 (Победа)

Вместе с Красной армией советские художники дошли до Берлина и свои последние военные рисунки и росписи оставили на стенах Рейхстага.