Антипасха: Как связаны между собой "неверующий Фома" и счастье в семейной жизни
Первое воскресенье после Пасхи (27 апреля) - тоже праздник, причем имеющий сразу четыре имени: в Церкви это Антипасха и Неделя апостола Фомы. В народе - Фомино воскресенье, или Красная горка. О том, что означает загадочная "Антипасха", - позже.
Начнем с Красной горки - времени молодежных гуляний и свадеб. Именно на Красную горку возобновлялся сезон венчаний - после долгого девятинедельного перерыва. Зимой, с Масленицы, венчания прекращались, потом не венчали весь Великий пост и неделю после Пасхи. И вот сразу после окончания Светлых дней начинался брачный сезон. А само имя "Красная горка" праздник получил от языческой традиции встречать в этот день восход солнца в поле, на природе.
"Фомино воскресенье" - народный вариант церковного названия праздника "Неделя апостола Фомы". Тут стоит вспомнить, что на церковнославянском "неделя" - это день, когда ничего не делают, посвящая его Богу, то есть наше воскресенье. И наконец, непонятное слово "Антипасха" в переводе с греческого означает "вместо Пасхи". То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее нам о Воскресении Христа.
Без верности и доверия не построить счастливой семьи
С названиями разобрались. Теперь стоит задуматься, а есть ли между ними связь? На первый взгляд, это все явления из разных плоскостей жизни. Где "обновление радости Пасхи", а где свадьбы да венчания? А вот для наших предков эта связь была очевидна. И мы ее сейчас тоже выясним. А история апостола Фомы, которую вспоминают в этот день в храмах, станет ключом, объясняющим без чего свадьбы, а значит, и счастье в любви невозможны.
Напомню, апостол Фома - один из 12 учеников Христа, тот, который усомнился, что Иисус воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа - событие, превосходящее любой человеческий опыт. Вот как это случилось.
В тот же день, когда растерянные последователи Христа не нашли Его Тела в гробнице, куда Его положили после Распятия, они собрались в доме, чтобы при закрытых дверях обсудить произошедшее. Фомы среди апостолов не было. Вдруг, как сообщает Евангелие, перед ними явился Иисус, приветствуя Своих учеников: "Мир вам!" Церковь объясняет: для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное тело Господа не подчинялось законам физического мира, и можно только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от трагических событий последних дней. Естественная реакция - недоверие к тому, что они видят.
И дело тут не только в апостолах. Богословы склонны считать, что преображенное тело воскресшего Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о "теле духовном".
Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, потому лучше давайте вернемся к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Христа поражены, они, испугавшись, подумали, что видят духа. И тогда Иисус говорит им: "Посмотрите на руки и ноги Мои, рассмотрите Меня: это Я, ведь дух плоти и костей не имеет!"
Подчеркну, Фомы - верного и отважного последователя Христа - при этом явлении Иисуса ученикам не было. Поэтому, когда апостолы поведали ему о произошедшем, Фома усомнился в их рассказе, сказав знаменитую фразу: "Пока я не вложу перста своего (то есть своего пальца) в раны от гвоздей, не вложу руки своей в ребра Его, не поверю".
В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко "неверующий", что несправедливо. Фома был как раз верен и предан Христу. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего Лазаря, все ученики останавливают Его: "Не ходи, это опасно!", а вот Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: "Пойдем, и мы умрем с ним!" Такова верность "неверующего" Фомы. То есть речь здесь не о неверии как неверности, речь о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист - ему надо осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же? И тут важный момент: верность не исключает критического взгляда на вещи. Верность не слепа, она не должна выключать мозг. Но вернемся к нашей истории.
Через восемь дней ученики Христа вновь собрались вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь опять заперта. И опять Иисус вошел, встал в середину и произнес: "Мир вам!" А затем сказал Фоме: "Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!.." - Иисус будто слышал то, что говорил Фома без Него. И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: "И не будь неверен, но верен". Понятие "вера" включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. И Фома слышит этот призыв. Ему уже не нужно осязать раны и уже не нужны доказательства. "Ты поверил потому, что Меня увидел, - говорит ему Иисус. - Блаженны же не видевшие, но уверовавшие".
И теперь самое время вспомнить, что слова "вера" и "доверие" одного корня. Но ведь без доверия и открытости нет и любви. Без верности и доверия не построить счастливой семьи. Теперь понятна связь между праздниками?
Красная горка завершает Светлую неделю, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (29 мая). И радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма - в поле, на просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни.
Тем временем
Радоница
29 апреля православные отмечают Радоницу - день поминовения усопших, родительский день. Удивительно, но в названии праздника явно слышится корень "рад", что на первый взгляд странно: какая там радость, если речь идет об умерших. "Усопших", - поправляет Церковь и уточняет: "У Бога мертвых нет, у Бога все живы".
Эта мысль и отражена в названии праздника поминовения всех усопших, который отмечают во второй вторник после Пасхи. Поскольку сам праздник Воскресения Христова и следующая за ним Светлая неделя - это дни радости победы Христа над смертью, на Пасху и всю Светлую неделю на кладбища не ездят, специальные молебны по усопшим не служат. Поминовения начинаются на Радоницу. И поскольку для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, что произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому так часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Евхаристии, творимые в течение сорока дней.
После литургии на Радоницу служат специальное заупокойное богослужение - панихиду. Важно не просто отстоять панихиду, но и самим молитвенно участвовать в ней. А вот после этого можно поехать на кладбище, помянуть близких, помолиться и у могилы.
Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой @MariaGorodova https://t.me/MariaGorodova