Разоружение на море: как немецкие мины переставали действовать

Я лег спать в каюте старпома, но долго не поспал. Ночью началась боевая тревога, я вышел на мостик и встретился с адмиралом Левченко. Шел воздушный бой над линкором, отчаянно стреляла зенитная артиллерия и линкора, и кораблей сопровождения. В лучах прожекторов мы различили наши и германские самолеты. Явно началась война. Еще два налета германской авиации, правда, послабее первого, отбили зенитчики и наша авиация, на заре мы пришли в Кронштадт», — пишет Александров о тех событиях.
На Черноморском флоте тоже появились первые потери от магнитных мин. Но несмотря на активное наступление немцев, работы по размагничиванию судов активно продолжились.
Александров: «Постоянные как на Балтике, так и на Черном море бомбежки и позже артиллерийские обстрелы делали работу очень напряженной. Однако потери флота на минах все уменьшались».
Система работала!
Благодаря работе ученых были спасены сотни кораблей и тысячи жизней моряков. Работы по защите флота ученые ЛФТИ вели вплоть до середины 1943 года. Александров работал на Балтике, Севере, в блокадном Ленинграде, потом на Волге, в Сталинграде. Курчатов — на Кавказе (Туапсе, Поти), в Баку, на Северном флоте: в Мурманске и Ваенге (с 1951 г. — город Североморск).
Вклад ученых в защиту Военно-морского флота в годы войны был отмечен Сталинской премией в апреле 1942 года «За изобретение метода защиты кораблей».
Командование флота наградило ученых медалью «За оборону Севастополя». На берегу севастопольской бухты Голландия в 1976 году был открыт памятный обелиск ученым, спасшим Черноморский Военно-морской флот.
Над материалом работали: Елизавета Сугоняева, Рейна Новикова, Наталья Шакирова, Александра Гурьева, Ирина Лутцева