Павел Басинский - о русской литературе после Октябрьской революции
Все разговоры о том, что после Октября 1917 года русская литература закончилась, похоронив великий Серебряный век, разумеется, от лукавого. Но от лукавого и другое суждение, будто все, что создавалось в литературе после революции, возникло благодаря ей и тем новым "социальным лифтам", которые предоставила советская власть. Как всегда, все гораздо сложнее. Та поистине "цветущая сложность" (выражаясь языком Константина Леонтьева), которая действительно возникла в литературе буквально в первое десятилетие советской власти, родилась и благодаря, и вопреки, и помимо ее условий. Здесь работали и закон инерции, и новые культурные импульсы, и многое другое, что предлагало это время вне зависимости от того, принимали его литераторы или нет.
Между прочим, это понимал даже Сталин, который на встрече с делегацией украинских писателей 12 февраля 1929 года пытался защитить Михаила Булгакова, а заодно и других "попутчиков" - Бориса Лавренева и Всеволода Иванова: "Извините. Я не могу требовать от литератора, чтобы он обязательно был коммунистом и обязательно проводил партийную точку зрения. Для беллетристической литературы нужны другие меры... Разве литература партийная? Это же не партия. Конечно, это гораздо шире чем партия..."
В итоге Булгакова он все-таки "сдал" на растерзание "неистовых ревнителей" пролетарской культуры, и пьеса "Дни Турбиных" была снята с театральных подмостков. Это тот случай, когда писатели бежали впереди паровоза, требуя от власти крови своих идейных врагов в то время, как власть от этих требований еще лениво отмахивалась. Что ж, этот паровоз многих из "ревнителей" потом исправно и задавил.
Это вечная история.
В 1925 году в СССР происходит настоящий взрыв литературных новинок
Но факт есть факт. Если взглянуть на русскую литературу спустя восемь лет после Октябрьской революции и ровно сто лет назад, то она поражает своим разнообразием и огромным творческим потенциалом.
1925 год. В СССР в этом году происходит просто настоящий взрыв литературных новинок, которые украсили бы национальный стенд на любой книжной ярмарке мира. Другое дело, что не все из этих новинок... дошли до печати.
Из произведений, ныне почти забытых, но в свое время имевших сенсационный успех и до сих пор остающихся интересным историко-литературным фактом, стоит обратить внимание на "Цемент" Федора Гладкова. Это один из первых "производственных романов", написанный, что удивительно, ритмизованной прозой в духе "Петербурга" Андрея Белого. Впоследствии Федор Гладков не раз выправлял стилистические "вывихи" первой редакции "Цемента", изрядно его испортив, а заодно убирал чудовищно жестокие сцены реальной истории коллективизации и индустриализации. В тридцатые годы ранние издания романа изымались из оборота. Между тем первый тираж книги (10 000) разошелся в течение месяца и за два года роман выдержал девять переизданий. Всего же при жизни автора (скончался в 1958 году) вышло 36 изданий романа.
В 1925 году написана повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце", послужившая основой знаменитого фильма Владимира Бортко 1988 года с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Беда в том, что легально эта повесть вошла в читательский оборот только в 1987 году, появившись в журнале "Знамя", а до этого публиковалась в "сам" и "тамиздате".
А вот чудесный роман "Кюхля" о друге Пушкина, поэте и декабристе Вильгельме Кюхельбекере, написанный филологом-формалистом Юрием Тыняновым по совету Корнея Чуковского, в 1925 году был благополучно издан в СССР к 100-летнему юбилею декабристского восстания и до сих пор переиздается, являясь абсолютной классикой биографического жанра.
В том же году в кооперативном издательстве при Моссовете "Новая Москва" (закрыто в 1927 году) вышла дебютная книга Михаила Шолохова "Донские рассказы". И тогда же он начинает работать над первым томом "Тихого Дона".
Если сравнить "степные" рассказы Шолохова с одним из самых жутких рассказов Александра Грина "Серый автомобиль", который и по содержанию, и по названию является полной противоположностью его романтическим "Алым парусам", то создается впечатление, что это тексты из разных стран и даже эпох. А между тем они публиковались в СССР в один и тот же год и читались советскими людьми одновременно. Причем "Серый автомобиль" вошел в сборник Грина "На облачном берегу", который вышел в центральном советском Госиздате.
Из произведений, почти забытых, стоит обратить внимание на "Цемент" Федора Гладкова
И в том же 1925 году в массовой "Рабочей газете" в виде короткого рассказа был опубликован первый вариант научно-фантастического романа Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".
В мае 1925 года параллельно в газете "Бакинский рабочий" и журнале "Красная новь" появилась поэма Сергея Есенина "Анна Снегина". А уже в декабре в ленинградской гостинице "Англетер" с ее автором случилась трагедия.
1925 год оказался чрезвычайно плодотворным и для Максима Горького, жившего в Сорренто. В этом году написан роман "Дело Артамоновых", а в берлинском издательстве "Kniga" вышел цикл его самых необычных и талантливых произведений в области малой формы "Рассказы 1922-1924 годов".
И вот вопрос: создавались ли они благодаря или вопреки советской власти? Как и гениальный рассказ Ивана Бунина "Солнечный удар", написанный в 1925 году во Франции.
"Цемент" и "Солнечный удар". Положите эти тексты рядом и подумайте: что между ними общего?
"Великий и могучий" русский язык.