ОТ СТАЛИНГРАДА ДО БЕРЛИНА
В ноябре 1945-го в поверженном Берлине поженились мои бабушка и дедушка – гвардии старшина Мария Гашникова и гвардии лейтенант Ильяс Яшлавский. Им обоим тогда шел 23-й год.

Я хотел бы особо рассказать о своей бабушки Марии Васильевне Гашниковой, в замужестве Яшлавской.
Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего восемнадцать, а жила она в селе Парфеново в Алтайском крае. Старший ее брат Иван служил в Красной армии и в первые же месяцы войны попал в немецкий плен, погиб от голода осенью 1941 года в немецком лагере. На фронт ушел и их отец, мой прадед — Василий Николаевич Гашников. В августе 1943 года в боях под деревней Красные Выселки сержант Гашников уничтожил вражескую огневую точку и трех гитлеровцев, расчистив путь к дальнейшему продвижению роты. За это мой прадедушка был награжден медалью «За отвагу».
А весной 1942 года в Парфеновский районный военкомат были вызваны достигшие совершеннолетия девушки-комсомолки. Там им предложили пойти на фронт. Среди них была и моя будущая бабушка, а тогда 19-летняя Маша Гашникова.
Девушек посадили на подводы и повезли в город Алейск, где их поселили в палатках во временном лагере, учили азам медицины, обращению с оружием, ориентированию на местности и т.д. После присяги девушки получили приказ ехать на фронт в составе Сибирской дивизии. В августе 1942 года они погрузились в эшелон и поехали на запад.
Моя бабушка попала в медсанбат 39-й стрелковой дивизии под Сталинградом.
Так начался ее путь в 42 отдельной мотострелковой бригаде 39-й гвардейской мотострелковой Барвенковской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии.
Раненых в медсанбат доставляли непрерывно... Медсестры и санитары валились с ног. Как-то Маша Гашникова потеряла сознание и очнулась среди мертвых. Ее по ошибке оставили среди убитых, посчитав погибшей: ее форма была вся пропитана чужой кровью...
...Во время одной переправы через реку раненых отправляли на лодках и плотах. Начался обстрел. Маша Гашникова прыгнула на плот вслед за другими бойцами, но свалилась в воду с головой. Плавать она не умела, вытаскивать ее было некогда. А течение было быстрое, вода просто ледяная. К счастью, кто-то все же успел выхватить девушку из воды. Но по батальону прошел слух, мол «Маша утонула»..
У моей бабушки было немало наград — два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, ряд медалей, среди них даже была польская.
Первой наградой бабушки стала медаль «За оборону Сталинграда» – ей удостоили молодую девушку в декабре 1942 года. А к медали «За боевые заслуги» красноармейца Марию Гашникову представили в феврале 1943 года – в описании подвига сказано, что за время боев под Сталинградом она помогла 1096 тяжелораненным красноармейцам. Работая на переправе через Волгу под бомбежками и обстрелами, только за два дня девушка перенесла с катеров на берег и организовала эвакуацию 65 раненых красноармейцев.
В наградном листе на первый ее орден Красной Звезды указано, что Мария Гашникова ухаживала за раненными бойцами и командирами на всем протяжении от Вислы до Одера, иногда бодрствуя по 2-3 суток. Про то, как отдавала для раненых свою кровь.
Бабушка ездила на встречи ветеранов на места Сталинградской битвы, поддерживала связь с однополчанами – но не любила вспоминать войну, сразу начинал дрожать голос и текли слезы...