"Аскании-Нова" готовится к турсезону в новом статусе федерального заповедника
Для херсонского заповедника "Аскания-Нова" начинается новая жизнь в статуcе федеральной заповедной территории России. В ожидании перемен там готовятся к туристическому сезону.
На входе в "Асканию-Нова" установлен памятник основателю заповедника Фридриху Фальц-Фейну. Скульптуру отлили по фотографии, на которой хозяин "Аскании" сидит на крыльце дома, а перед ним стоит исконный обитатель херсонских степей - дрофа. Экскурсовод Екатерина Мещерякова предлагает сфотографироваться на фоне бронзового Фальц-Фейна. Фридрих известен во всем мире как человек, сохранивший от вымирания лошадей Пржевальского.
Он организовал экспедиции в Монголию и привез в Россию нескольких жеребят. Благодаря их потомству породу удалось возродить.
Подходим к вольеру с бесценными обитателями. Нет свидетельств, чтобы лошадей Пржевальского смогли оседлать или поставить в упряжку. Пытаюсь докинуть до жеребцов Замбара и Асада кусочки хлеба. На Земле сохранилось около пятисот их чистопородных сородичей, и 50 из них находятся в "Аскании-Нова".
Напротив - вольер с оленями Давида, в дикой природе они тоже исчезли. На родине в Китае их называют "ни то ни се" за несуразный вид. Шерсть у них растет в двух направлениях, хвост как у осла и бычья голова.
Идем по лесистой местности. Под ногами бегают павлины, выпрашивая хлебные крошки. Здесь проходит миграционный птичий коридор. Можно увидеть огромное количество краснокнижных птиц. Они так доверчивы, что клюют хлеб прямо с ладони.
Маршрут рассчитан на два с половиной часа. В прошлом году заповедник посетили девять с половиной тысяч человек. В мае гостей "Аскании" повезут на сафари по степи на автомобиле. На остановках к людям будут подходить на расстоянии вытянутой руки лошади Пржевальского и зебры с детенышами. Рядом можно будет увидеть стада бизонов и сайгаков. В "Аскании" обитает более трех с половиной тысяч животных.
В заповеднике можно прикоснуться к каменным бабам - статуям XI-XIII веков, найденным при Фальц-Фейне. Правильно ставить ударение на втором слоге. "Баба" в переводе с тюркского означает воин, а никакая не женщина.
На поверхности возвышается только часть статуй, вкопанных в землю на полтора-два метра.
Подходим к гроту, где в 1914 году пил чай Николай II. Отдыхая в Крыму, он внезапно отправился навестить "Асканию-Нову". Нарушил дворцовый этикет, ведь император не мог останавливаться в доме недворянина. В письме к своей матери Марии Федоровне он напишет, что попал на древний Ноев ковчег и звери вышли его встречать.
Фридриху Фальц-Фейну за природоохранную деятельность был пожалован титул потомственного дворянина, что было исключительным случаем. Он построил в поселке школу, больницу, церковь. Устроиться на работу в имение Фальц-Фейнов, которые предоставляли работникам бесплатно лечение и образование, считалось большим везением.
В заповеднике давно уже многое нужно обновить. Его помещения отапливаются при помощи твердотопливных котлов, заправляемых опилками.
- Система древняя. Постоянный запах гари, им пропитываются люди и звери. При Украине у нас проложили газопровод, но не ввели в эксплуатацию. Раз "Аскания-Нова" стала российским заповедником федерального значения, многое изменится, - уверен директор заповедника Дмитрий Мещеряков.
Федеральный статус даст большие возможности - обновление противопожарной техники, которая осталась еще с дедушкиных времен, и лучшее обеспечение животных кормами. Сегодня их помогают приобретать спонсоры.
Один из пунктов маршрута - Вечный огонь. В Великую Отечественную войну в Аскании произошла загадочная история. Подходим к конечному пункту экскурсии - памятнику неизвестным бойцам.
- Тайна 15 парашютистов не разгадана. Их сбросили в степь осенью 1941 года. Они не знали местности, и их схватили. Пытали, но, ничего не добившись, расстреляли. Возле этой стены, - показывает Екатерина на постройку XIX века.
В честь героев установили памятник. На месте, где расстреляли ребят, горит Вечный огонь, смотря на который, думаешь о том, как много всего переплетено в этом заповедном месте.
Досье "РГ"
Основатели колонии Аскания-Нова Ангальт-Кётенские получили земли благодаря родству с Екатериной II, но разорились. Угодья приобрели Фальц-Фейны, которые нашли артезианские источники. Аскания расцвела при Фридрихе. Его мать Софья Богдановна построила морской порт Хорлы. После революции ее застрелили. Известие о ее гибели дошло до Германии, куда эмигрировала семья, в том числе Фридрих, который недолго прожил после смерти матери. Его имя вписано в историю.