Корреспондент "РГ" побывал на экскурсии в мемориальной квартире Андрея Белого
Впервые Дни культурного и исторического наследия проходят в Москве не два дня и даже не полтора месяца, как прежде, а с апреля по декабрь. Городские власти приняли такое решение, так как желающих попасть на бесплатные экскурсии в здания-памятники всегда оказывалось гораздо больше, чем было возможностей. И вот сейчас у москвичей впереди целых восемь месяцев… Не откладывая дела в долгий ящик, корреспондент "РГ" решила побывать в мемориальной квартире Андрея Белого, куда давно мечтала попасть.
Дом Андрея Белого (настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев), где поэт и писатель прожил первые 26 лет своей жизни (с 1880 по 1906 год), находится на углу Арбата и Денежного переулка. Экскурсию проводит Моника Спивак, принимавшая участие в создании этого музея.
… По винтовой лестнице мы поднимаемся на третий этаж. Обходим вертикальную конструкцию в лестничном проеме, на которой размещены архивные материалы, связанные с жизнью писателя. В квартире на стенах развешены фотографии Белого и его семьи.
- Именно здесь родился Андрей Белый, - начала свой рассказ Моника Спивак. - В этой квартире прошли годы его учебы - сначала в знаменитой частной гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, затем в Московском университете.
Здесь будущий писатель пережил волнения страсти, постиг горе утраты - смерть отца. Здесь из Бори Бугаева, мальчика из профессорской семьи, сформировался писатель-модернист, лидер московских символистов Андрей Белый.
Свою квартиру он называл лабиринтом, в ней действительно можно потеряться, не смотря на небольшую площадь. В первой комнате стоит письменный стол, за которым работал писатель. Книжный шкаф, рядом его трость. Но самый интересный экспонат - "Линия жизни" Андрея Белого. Схема, которую составил он сам, выделив основные моменты своей биографии - с двух лет до 1927 года. На первый взгляд кажется, что на этих трех листах размером примерно А2 разноцветными линиями изображен полный хаос, разобраться в котором невозможно. Но присмотревшись, понимаю: это очень четко составленная схема, где все выстроено последовательно и понятно. Дело в том, что математический склад ума передался писателю от отца. Николай Васильевич Бугаев преподавал математику в Московском университете, написал несколько учебников по арифметике и книг для учителей и, надеясь, что сын пойдет по его стопам, обучал мальчика математике.
А вот и инструкция, им же составленная, как эту схему читать. Самая толстая синяя линия - собственно линия жизни, она кривая, олицетворяет взлеты и падения в жизни Белого. Отмечены и самые яркие моменты. Первый важный период - 1901 год - расцвет Московского символизма. Это время Белый называл "Эпохой зари" - тогда писатель только вошел в литературу. Второй кульминационный момент на схеме - 1913-й, год встречи с Рудольфом Штейнером, его учителем и духовным наставником. Вверху схемы писатель обозначил важные периоды своей жизни: раннее детство, учеба в гимназии, университете, зрелые годы. Внизу - отметил свои произведения. На схеме нашли свое место и книги, люди, концепции, которые сильно повлияли на него.
- Представленная в музее схема - копия, сделанная рукой второй жены Белого - Клавдии Васильевой, - продолжает рассказ экскурсовод. - Оригинальная схема находится в Российской Государственной Библиотеке.

Проходим в следующую комнату - детскую. В ней находятся личные вещи писателя, в углу - пеленальный конверт и первая фотография будущего писателя. "Трудно найти двух людей, столь противоположных, как мои родители", - писал Андрей Белый о своей семье. Отец - человек рациональный, физически крепкий мужчина, мать - родом из обедневшей купеческой семьи, на 20 лет младше мужа. Она страдала истерией, была очень чувствительной и эмоциональной, любила искусство - музыку, поэзию, живопись… Из-за такого различия между супругами часто случались конфликты. Мать не хотела, чтобы сын походил на отца, и всячески добивалась этого. К примеру, чтобы скрыть слишком большой лоб мальчика, считавшийся признаком математического склада ума, долго не стригла его: поэтому на детских фотографиях у писателя длинные волосы и густая челка. Странно выглядит и то, что пятилетний мальчик на снимке в платьице. Дело в том, что в начале XX века ношение платья для ребенка любого пола было нормой.

Следующая комната посвящена юности писателя.
Здесь сразу привлекает внимание портрет очень красивой женщины - Маргариты Кирилловны Морозовой. Красивая, образованная и богатая. Впервые увидев ее, писатель сразу влюбился. Но, как и положено в любовных романах, дама сердца оказалась замужем. Она была женой московского фабриканта, коллекционера русской и западной живописи Михаила Морозова.
Между Белым и Морозовой никогда не было "романа" в обычном понимании, они тогда даже не были знакомы. Но это не мешало Белому с 1901 года и на протяжении трех лет писать письма своей возлюбленной, которые он подписывал: "Ваш рыцарь". Позже Морозова писала: "Письмо это меня очень заинтересовало своим необычным содержанием, оригинальным языком и общим складом мысли, напомнившим мне Вл. Соловьева, с сочинениями которого я тогда только что познакомилась. Письмо это я сохранила".
Привлекает внимание в комнате круглый столик с двумя фотографиями и толстой книгой "Символизм". Композиция напоминает довольно драматичную историю, характерную для Серебряного века. В 1903 году Александр Блок только начинает печататься, тогда же он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой. В 1904 году он познакомился с Андреем Белым. Как известно, Блок считал свою супругу "Прекрасной дамой", боготворил ее и говорил о ней всегда именно в таком ключе. Уверовали в то, что Любовь Дмитриевна - "Прекрасная дама", и Андрей Белый с его соседом и другом Сергеем Соловьевым, племянником Владимира Соловьева - философа, поэта и публициста. Молодые поэты-символисты влюбились в нее. После одной поездки в Шахматово, вдохновленные, они отправились в фотостудию, прихватив с собой Библию и две фотографии - Любови Дмитриевны и Владимира Соловьева. В этой комнате повторена композиция фотографии, только вместо Библии на столе лежит сборник статей Андрея Белого "Символизм".
Продолжая историю о чувствах Белого к Любови Дмитриевне, Моника Спивак рассказала, что любви у них не вышло. Несмотря на то, что дома у Блока с женой были сложные отношения, она осталась с мужем. Белый это очень тяжело переживал.
В 1909 году Белый сблизился в художницей Асей Тургеневой, она тогда рисовала его портрет. Он тоже стоит в экспозиции, наряду с прекрасными фотографиями молодой пары. Их отношения продлились до 1922 года.

Разрыв оказался очень болезненным для писателя. Но потом он женился на своей подруге, единомышленнице Клавдии Васильевой, которая была с ним до конца его жизни.
Во время отдыха в Коктебеле с писателем случился тепловой удар, после которого он уже не смог оправиться. Зимой Андрей Белый попал в больницу, а 8 января 1934 года скончался на руках у супруги.
Клавдия Васильева была, как выразилась Моника Спивак, "правильной" вдовой. Она сохранила все самые важные вещи, которые отражали личность Белого. Некоторые отдала на сохранение друзьям семьи. Зная, что потомки не разберутся, что это за вещи, она все подписала. Например, цветной платок. На первый взгляд, он в этом наследии оказался совсем случайно, но это не так. Писатель вдохновлялся цветами платка при написании романа "Москва". Сохранилось так же очень много разных рисунков и схем, которые многое говорят о писателе, делают его ближе к нам.