«Теперь об этом снимают кино»: сотрудники Парка Горького рассказали о подвигах своих дедов в годы Великой Отечественной войны
Почти каждая семья в бывшем СССР хранит память о своих героях тех, кто сражался с немецко-фашистскими захватчиками. К 80-летию Победы историями своих родных и близких, которые приближали этот день, с MIR24.TV поделились сотрудники Парка Горького.
«Эпизод этого боя отобразили в киноэпопее «Освобождение
Рассказывает Ангелина Морозова:
Мой прадедушка Николай Иванович Морозов родом из Салтыковки Балашихинского района Московской области. Еще до начала Великой Отечественной войны он принимал участие в войне с Финляндией. На Финском фронте он получил ранение и был отправлен в Ленинград. Именно там его настигла новость о вероломном нападении на нашу страну Германии. Вскоре он уже в составе зенитной батареи защищал небо над Ленинградом.
Их зенитная батарея дислоцировалась на стадионе им. В.И. Ленина. Когда кольцо блокады сомкнулось, его вместе с другими бойцами вывезли в Костромскую область. После короткого отдыха мой дедушка в составе одного из подразделений был переведен на Воронежский фронт, где снова был тяжело ранен. После ранения его комиссовали. Рассказывать о войне он не любил.
Также на фронтах Великой Отечественной войны сражался его родной брат Сергей Иванович Морозов. До войны он был многообещающим футболистом и играл в составе «Динамо. Жители поселка Салтыковка очень гордились тем, что его позвали в знаменитый футбольный клуб.
Сергей Иванович был танкистом, сражался на Белорусском фронте и дошел до Берлина. К сожалению, 30 апреля 1945 года, будучи командиром танка, он погиб в бою на мосту через реку Шпрее. По этому мосту советские танки и другая техника под огнем обороняющихся немцев шли на штурм Рейхстага. Сестра моего дедушки позже рассказывала, что эпизод этого боя отобразили в пятой серии «Последний штурм киноэпопеи «Освобождение.
«На берегу мы нашли сапоги и одежду финских солдат
Рассказывает Кирил Маринов:
На фронтах Великой Отечественной войны боевые задачи выполняли сразу два брата моей родной бабушки мои двоюродные дедушки родом из Вологды.
Один из них Александр Александрович Маркин окончил в Ленинграде Институт железнодорожного транспорта. С началом войны руководил военно-восстановительными работами на прифронтовых железных дорогах. От эффективности работы железнодорожников напрямую зависело обеспечение армии и скорость переброски войск на тот или иной участок обороны, а потом и наступления. Для проведения технической разведки разрушенных врагом сооружений железнодорожных мостов, путей, линий связи в железнодорожных войсках были созданы специальные подразделения. Александр Александрович служил именно в таком подразделении.
После войны он писал: «Наши войска продвигались быстро. 26 января они заняли Гатчину с крупным железнодорожным узлом. Командование поручило мне организовать и провести разведку с целью более оперативного восстановления всех технических устройств станции. Ранним утром 27 января наш грузовик обогнал под Гатчиной движущиеся по дороге воинские части, и мы въехали в город. На въездных воротах еще сохранилась фашистская свастика. Ярко полыхали в огне здания казарм. На черном снегу валялись трупы гитлеровцев. Станционные пути были занесены сугробами. Здания депо, водонапорные башни, насосные станции все было разрушено фашистами. Неповрежденной оказалась только одна гидроколонка для набора воды, но она была заминирована. К нашему удивлению, сохранилось и каменное здание насосной станции на Черном озере: фашисты не успели взорвать его. В этот день мы успешно выполнили свою задачу. Вечером 27 января наше подразделение возвратилось в Ленинград. Это был незабываемый вечер! Ленинградское небо озарилось салютом из 324 орудий. Этот салют возвестил миру о снятии 900-дневной блокады, о полном разгроме фашистских войск у стен героического города.
И еще одно воспоминание. «Приходилось нам вести разведку и разрушенных железнодорожных мостов. Хорошо помню 22 июня 1944 года. Ехали мы до объекта километров 20, пока машина не уперлась в реку Вуоксу. Мы обнаружили четыре разрушенных моста (два автомобильных и два железнодорожных). На берегу мы нашли пять рюкзаков с вещами финских солдат, сапоги и одежду. Значит, финны заложили взрывчатку и вплавь перебрались на тот берег Вуоксы. Следовало соблюдать осторожность и маскировку. Мы сразу приступили к делу. Фотограф сделал ряд снимков разрушенных мостов. Эти фотоснимки оказались очень ценными и сыграли свою положительную роль в восстановлении мостов.
Александр Александрович Маркин награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги, «За оборону Ленинграда, «За победу над Германией, «За освоение целинных земель, юбилейными медалями. Почетный железнодорожник, после войны он принимал участие в строительстве железных дорог в Казахстане.
С 1958 года он преподавал в Ленинградском институте железнодорожного транспорта и был там художественным руководителем самодеятельного народного оркестра. Дело в том, что еще в юности он сам и его брат Николай Александрович Маркин играли на гитаре и самодельной цитре. В родной Вологде они выступали в Великорусском оркестре народных инструментов. Так музыка стала его спутницей на всю жизнь. Интересно, что его сын стал дирижером, давал концерты с оркестром в филармонии, работал в Ленинградской консерватории и музыкальном училище. Он выпустил множество учеников, среди которых успешные артисты и солисты театров, музыканты и педагоги.
О судьбе второго брата моей бабушки Николая Александровича Маркина, который воевал в звании лейтенанта на Карельском фронте, был ранен в бою и умер от ран в январе 1942 года, известно гораздо меньше.
Сохранилось письмо бывшего командира 31 отдельной Горно-стрелковой бригады генерала Соловьева сыну Николая Александровича, который в начале 1960-х пытался узнать подробности о боевом пути отца и месте его захоронения. Вот что в нем написано: «Отец ваш десятки раз участвовал в боевых операциях, где проявил мужество и отвагу, за что был награжден орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Ваш отец был не только боевым командиром роты, но и отличным воспитателем подчиненных. 31 отдельная горно-стрелковая бригада в составе 14-й Армии была одним из боевых соединений. Она прошла более 15000 км по тылам противника, взяла в плен более 4000 солдат и офицеров противника, уничтожила 25 его опорных пунктов. В январе 1944 года на основе 31-й бригады был сформирован 126 Горно-стрелковый корпус, которым я командовал до 1 января 1948 года. Вашего отца я знал отлично. Он выполнял стратегические задачи по разгрому противника. 14 октября 1942 года в одном из тяжелых боев, проводимых 31-й бригадой, командиру второго батальона было приказано обойти противника и с флангов нанести удар. Второй батальон отлично справился с задачей, но в этом неравном бою был тяжело ранен ваш отец. 15 октября 1942 года ваш отец Маркин Николай Александрович умер в медсанроте 31-й бригады. В месте его захоронения был поставлен деревянный памятник вашему отцу с надписью. Похороны были произведены со всеми почестями.
«Всю войну они вели трогательную переписку
Рассказывает Екатерина Назарова:
Мой дедушка Поликарп Иванович Никаноров родился в Якутии, в селе Нерюктяйинский наслег Мегино-Кангаласского района ЯАССР. Он вырос в семье бедняка, рано остался без отца. Окончил школу в соседнем селе Павлово и в 1932 году по направлению комсомольской организации начал работать учителем. Он был призван в армию в июле 1941 года. Сперва был курсантом учебного батальона связи в Чите, затем его отправили на фронт.
Поезд, который вез солдат через Урал на линию фронта, остановился в поселке Каргополье Курганской области. Там Поликарп Иванович встретил девушку Екатерину, которая работала на железнодорожной станции. Именно она впоследствии станет моей бабушкой. Всю войну они вели трогательную переписку. Когда летом 1946 года дедушка возвращался с войны домой в Якутию, он сперва приехал в Курганскую область за Екатериной. Это была их вторая встреча. И дедушка увез любимую с собой в Якутию. Они поженились и всю жизнь очень любили друг друга. У них было девять детей.
Дедушка прошел всю войну. Начал старшиной 271 артиллерийского полка, радиотелеграфистом. Трижды был тяжело ранен. В апреле 1944 года был награжден медалью «За взятие города Кенигсберг. После победы над Германией участвовал в войне с Японией. Был демобилизован только в июле 1946 года. Награжден медалями «За победу над Японией, «За победу над Германией.
После демобилизации дедушка вернулся в родную Якутию. У них с бабушкой была большая дружная семья, много детей. Дедушка работал заведующим отдела пропаганды в системе областного комитета КПСС. В начале 1950-х он отучился в двухгодичной партийной школе. Затем работал председателем и секретарем Нерюктяйского сельсовета.
«Мой прадедушка дошел до Берлина
Рассказывает Карина Валова:
Мой прадедушка Петр Степанович Батаев родился в 1914 году в селе Ичалки Мордовской АССР. В свое время он окончил Мордовский государственный институт им. Огарева, а в дальнейшем получил степень кандидата химических наук.
Во время Великой Отечественной войны Петр Степанович был защитником Ленинграда, принимал участие в Московской и Ленинградской стратегических операциях. Он дошел до Берлина и был удостоен ордена Отечественной войны II степени. После войны работал в Москве, в институте органической химии.
Я помню, как в детстве листала его диссертацию: химические формулы тогда мне казались высшим космическим знанием. Прадедушка дожил до 89 лет и оставил после себя большую семью. Все мы гордимся его подвигом.
«40 лет его письмо родным лежало на дне озера
Рассказывает Екатерина Кутьева:
Старший брат моего родного дедушки Виталий Георгиевич Кутьев с детства мечтал стать летчиком. Окончив школу, он стал посещать летный клуб в Тушино, а затем поступил учиться в летную школу в городе Бобруйске. Там до сих пор хранят память о нем: его портрет можно найти на аллее погибших героев-летчиков, и там всегда цветы.
С 1942 года Виталий Георгиевич служил в штурмовой авиации: сперва летал на штурмовике ИЛ-2, а затем на ИЛ-10. О боевых заслугах гвардии младшего лейтенанта 108 Гвардейского штурмового авиационного полка Виталия Георгиевича Кутьева рассказывают такие официальные строчки: «Участвуя в боевых действиях на третьем и первом Украинских фронтах, Виталий Георгиевич Кутьев совершил 33 успешных боевых вылета. Боевой налет 49,5 часов. После правительственной награды совершил еще 38 успешных боевых вылетов. За это время провел три воздушных боя с истребителями противника, успешно отбивал их атаки. Во время боевой работы им лично уничтожено 2 танка, 3 самоходных орудия, 12 автомашин, 2 тягача, 4 орудия полевой артиллерии, 2 орудия зенитной артиллерии, а также до роты солдат и офицеров противника. Младший лейтенант Кутьев проявил себя как смелый и решительный летчик-штурмовик. Выполняя боевое задание по уничтожению танков и автомашин противника, товарищ Кутьев, сбросив бомбы и обстреляв пушечно-пулеметным огнем, подавил огонь двух батарей зенитной артиллерии, уничтожил 3 орудия и до 15 человек солдат и офицеров противника. 22 августа 1944 года, выполняя задание в составе группы шести ИЛ-8, нанося удар по наступающим танкам противника, прямым попаданием бомб и снарядов зажег 8 танков и уничтожил до 20 солдат противника. Герой был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.
Мой дедушка, младший брат Виталия Георгиевича, во время войны был еще мальчишкой. Он рассказывал, что деревню, где они жили, сожгли немцы. Им пришлось очень трудно, было голодно. Семья выжила благодаря тому, что на деньги, присланные старшим братом, их мама, моя прабабушка, купила козу. Также их поддерживали посылки, которые присылал с фронта старший брат.
Виталий Георгиевич Кутьев совсем немного не дожил до Победы всего-то 19 дней. В письме, которое получили родные, написано, что «20 апреля 1945 года в один из очередных вылетов для выполнения боевого задания его самолет был сбит зенитным огнем противника. Весь экипаж погиб. Место гибели не найдено.
Но спустя 40 лет установить место их гибели все же удалось. В 1985 году при очистке небольшого озера рядом с городом Котбус на востоке Германии со дна были подняты фрагменты самолета и останки летчика.
Сохранились лишь лоскуты шерстяной офицерской гимнастерки, а на них ордена, по номеру которых удалось установить имя летчика. А еще сохранилось его последнее письмо родным. Оно пропиталось машинным маслом, но его все же можно прочитать. После того, как оно 40 лет пролежало на дне озера, его доставили в Лотошинский район Московской области, младшему брату героя, моему дедушке Валентину.
В детстве мама не позволила ему стать летчиком боялась, что он повторит судьбу погибшего брата. У него тоже много наград, но получены они в мирной жизни. В память о погибшем брате он назвал его именем своего сына моего отца. А мой старший сын заканчивает школу и хочет стать летчиком. Когда я рассказала об этом дедушке, он ответил: «не могут Кутьевы без авиации.