Кому передали гены курские гении

Курская область подарила миру немало великих имён в научной, творческой, общественной сферах деятельности. Их потомки живут в разных городах России, в Германии, Франции, Канаде. Мы выяснили, чем они занимаются и как чтят память своих великих предков. «Мама с котом забиралась на плечи» – Горжусь прадедом, – говорит Светлана Пепанян, правнучка профессора Василия Васильевича Алехина, именем которого назван Центрально-Чернозёмный степной заповедник. – К сожалению, никто из его потоков не стал геоботаником. Тем не менее все члены семьи любят природу. Светлана выбрала сферу туризма, её старшая дочь Кристина собирается стать экономистом, младшая Валерия получает специальность «физическая реабилитация». Сестра Татьяна Чебан, экономист по профессии, живёт в Канаде. – Первый раз я была в Курском заповеднике в пять лет, – рассказывает Светлана. – Там были лошади, это особенно запомнилось. С тех пор я полюбила их и впоследствии шесть лет занималась конным спортом. Второй раз Алехинский заповедник Татьяна посетила уже подростком. Визит в курский край стал настоящим приключением. Светлана узнала тогда много интересного от сотрудников заповедника о его жизни. Сама степь в пору цветения ковыля серебристого с синими проблесками васильков напоминала волнующееся море. – У меня там даже подружка появилась. Жили мы в уютных домиках прямо в заповеднике, – продолжает Светлана. В следующий раз, в 2017 году, гостей, приехавших на 135-летний юбилей, разместили уже в гостинице в Курске. Зимний заповедник запомнился потомкам выдающегося биолога поистине сказочными пейзажами. Светлана заинтересованно расспрашивает о том, что сейчас происходит в заповеднике и мечтает приехать в оазис чистой природы в мае, когда поёт соловей, а степь радует глаз яркими оттенками редких представителей флоры. Книга о заповеднике в семейной библиотеке занимает достойное место. Есть в личном архиве и фотографии учёного за работой, а его бюро и этажерку потомки передали в музей при заповеднике. – Слышала от бабушки, что прадед производил впечатление серьёзного, даже сурового человека, но на самом деле был с чувством юмора. Мама (Людмила Юрьевна Алехина. – Прим. «КП»), будучи маленькой, могла, когда он работал, вместе с котом залезть к нему на плечи, и он никогда ей не сказал: «Не мешай», называл её ласково Люкочкой. В доме любили принимать гостей – и родню, и коллег по научной работе. В честь отца сменила фамилию Наталия Константиновна Воробьёва, дочь выдающегося писателя Константина Воробьёва, с благоговением называет себя папиной дочкой. Говорит, что всегда воспринимала его как великого человека, ещё до того, как писателя признали. При жизни его публиковали неохотно – считалось, что не так должен рассказывать о войне советский человек. А он писал о том, что пережил сам. – День рождения папы мы в семье отмечали 24 сентября – в день его побега из плена, а не 16 ноября – в фактическую дату рождения. По гороскопу он Скорпион, как и я, – рассказывает Наталия Константиновна. Она окончила историко-филологическое отделение кафедры русского языка и литературы в Вильнюсе, работала в библиотеке Академии наук Литвы старшим библиографом, затем в Москве в журнале «Дружба народов» редактором отдела прозы, откуда перевелась в одноимённое издательство. Наталья Константиновна возглавляла в Министерстве культуры РФ отдел стран СНГ и государств Балтии, была редактором-стилистом литовского языка радиостанции «Голос России». С начала 80-х переводила с литовского на русский. В журнале «Дружба народов» публиковались отрывки из книги экс-президента Литвы Валдаса Адамкуса в её переводе. – На этой фотографии отец учит меня, маленькую, вглядываться в мир, – комментирует дорогие сердцу снимки из семейного архива Наталья Константиновна, – а здесь в Нижнем Реутце я обнимаюсь с бабушкой Мариной, которой, наверное, за 100 лет… Это соседка Воробьёвых… Давно с нею познакомилась… Она всех нас помнила на удивление! Воробьёва она – в память об отце. Когда выходила замуж, Константин Дмитриевич грозился не прийти в ресторан на свадьбу дочери, если она откажется от фамилии мужа. Считал это проявлением неуважения к супругу. В 1979 году, когда отца не стало, дочь вернула его фамилию. – Мне повезло на встречи с великими людьми, – говорит Наталия Константиновна. Жизнь свела её с Виктором Астафьевым, Александром Солженицыным, Виктором Некрасовым. Её не раз приглашали вступить в Союз писателей, у Наталии Константиновны имеются значимые публикации, но она отказывалась, хотя знаменитая фамилия могла открыть многие двери. – Я не писатель. Я переводчик с литовского, можете написать ещё эссеист, но ни в коем случае не писатель. Писатель – это папа, – акцентирует Воробьёва. – Он к тому же хорошо рисовал. Художником был брат ленинградской бабушки – Василий Воробьёв. Во время войны его картины уничтожила бомба. Ярко блеснула талантами рано ушедшая из жизни внучка писателя Марина Лукашевич. Выпускница государственного института театрального искусства, она воплотила свою мечту о сцене, но оставила театр, чтобы стать художником, писала сказки. Необычные её картины в технике батик произвели фурор во Франции. Пронзительно волшебные, они казались окнами в иную реальность. Такому эффекту способствовала изобретённая художницей техника двуслойной живописи, когда сквозь слой шёлка проглядывал задний план. Наталия Константиновна живёт в Москве. У Воробьёва был ещё один, внебрачный, сын, судьба которого сложилась непросто. – Следы Владимира потерялись, – говорит дочь писателя. Недавно в Москве вышел двухтомник военной прозы Воробьёва. Несколько из шести причитающихся ей авторских экземпляров Наталия Константиновна собирается передать в Курск. Акцентирует, что работа, которую она проделывает по сохранению памяти писателя, это продолжение деятельности её мамы – Веры Викторовны Воробьёвой. – Папа говорил: «Ничего никогда для меня не проси», и я всегда следовала его наказу. Жил он всегда очень скромно, если два костюма износил за всё время, хорошо. Только в 60-м году получил квартиру, – вспоминает Наталия Константиновна. – До этого семья жила в коммуналках. С благодарностью и восхищением дочь писателя отзывается о музее Воробьёва в Нижнем Реутце. Она и сама на 100-летие Константина Воробьёва посадила возле дома писателя деревце в заложенном в его честь яблоневом саду. Была и в Фетовской Воробьёвке, и на открытии музея Надежды Плевицкой. – Папа обожал её, у него были пластинки с записью голосов Плевицкой, Руслановой, Маяковского, Есенина. Очень люблю Медвенский район, представляю, как папа заходил там в районную газету, – говорит Наталья Константиновна. – Когда придёт мой срок, хочу быть похороненной в Нижнем Реутце на погосте. Я душой курянка, а куряне – замечательные люди. «Купил на аукционе контрамарку» Дина Анатольевна Алексеева – правнучка брата Надежды Плевицкой Николая. Историю своей двоюродной прабабушки знает и хранит вместе с мужем Андреем Валерьевичем, который три года назад серьёзно увлёкся исследованием жизни и творчества Надежды Васильевны, нашёл интересные факты и артефакты. Семья живёт в Ярославле, где у них свой учебный центр и издательство технической литературы по разным направлениям. – Я слежу за аукционами. На одном из них была выставлена визитка – контрамарка, которую написала Плевицкая для пианиста Большого театра. Я купил её. У нас это первая вещь, написанная рукой Плевицкой, – рассказывает Андрей Алексеев. – Многое из семейного архива было утрачено, передано исследователям. Андрей Валерьевич ведёт в социальной сети группу, посвящённую Надежде Плевицкой, а сейчас взялся за глубокое исследование биографии великой певицы. – Я описываю жизнь Плевицкой по дням. Среди потомков музыкальный дар был также у бабушки Дины Анатольевны, дочери Николая – Ольги Винниковой (в замужестве Щербаковой). У жены Николая Прасковьи Стефановны было много детей. Одна из них Ольга. Она закончила в Краснодаре после войны музыкальное училище, прекрасно пела и играла на фортепиано, но, заболев, потеряла голос. Интересный факт: одно время они с мужем жили в Берлине (он приехал туда по долгу службы. – Прим. ред.) у психотерапевта и мультимиллионера Макса Эйтигона, у которого останавливались и Плевицкая со Скоблиным, о чём свидетельствует найденная мной гостевая книга, – рассказал Андрей Алексеев. В Ярославле также живёт внучка Николая, тётя Дины Анатольевны – Татьяна Петровна Романенкова. Свою жизнь она связала с гостиничным бизнесом. Всю жизнь встречала гостей в большой гостинице в Ярославле в качестве администратора и мама Дины Анатольевны – Светлана Петровна Щербакова. «Во Франции я был человеком без корней» Оливье Сиу – потомок династии Фета по линии Боткиных. Последним хозяином Воробьёвки был его прапрадедушка Дмитрий Петрович Боткин. После революции семья утратила материальное наследие, жили в основном в арендованном жилье. Но главное наследие, считает потомок великого поэта, это талант, правда, не в области литературы, на сцене и в кино, художественный взгляд на мир. – Я много думаю об устройстве мироздания, космосе, искусстве, – рассказывает Оливье. – Во Франции я, эмигрант в четвёртом поколении, был человеком без корней. В России я нашёл своё истинное «я», это важно. Если есть прошлое, есть будущее. Детство Оливье прошло во Франции и запомнилось как счастливые годы. Оно прошло в провинции Гасконь. – Родина д’Артаньяна. Вырос я на природе, в горах – сирены, по соседству ферма, рассказывает актёр. – На лошадях умею кататься с детства. После развода родителей жили под Парижем. В столице Франции Оливье окончил версальскую академию театра. – В отличие от театра, в фильме съёмки, если действие разворачивается во дворце, реально происходят во дворце, это отнюдь не декорации, – говорит Оливье Сиу. – К тому же на премьере я люблю наблюдать за зрителями в зале, в театре так не получится. На вопрос о своей лучшей роли Оливье отвечает: «Лучшая роль ещё впереди». Режиссёры часто видят Сиу в историческом амплуа (например, роль француза Де Круа в сериале «Пётр I» – командира, который сдался русским). Но есть в фильмографии актёра и совершенно другие роли, такие как тренер бразильский волейбольной команды («Не подведи меня»). – Возможность перемещаться во времени – это интересно, например, мгновенно оказаться в 1810 году, – говорит Оливье. Несложные трюки он выполняет сам, без дублёра. Например, сцены с фехтованием или эпизод, когда в фильме «Чебурашка» на шеф-повара, которого сыграл Оливье Сиу, свалился шкаф. Оливье говорит, что российский кинематограф поднялся на новую высоту. – Санкции перекрыли нам доступ к мировому кинофонду, но мы можем сами создавать кино международного уровня, в том числе и в регионах – в Волгограде, Ростове, – замечает актёр. Впервые Сиу побывал в России в 1986 году в 13-летнем возрасте. Второй раз в 2005 году посетил Санкт-Петербург, Москву, Белгород, Курск. В Курскую область актёр приезжал не раз. Впервые наведался в Воробьёвку в 2005 году с бабушкой Ириной Алексеевной Головиной. Она и дедушка, Владимир Сергеевич Щидловский, много рассказывали внуку о России. – Тогда ещё музей располагался в школе, – говорит Оливье. – Недавно, в декабре, был там снова, и это уже совсем другое место. И это потрясающе. Бабушка, которой уже нет в живых, была бы счастлива, увидев это! Ей было важно, что усадьба сохранена для всеобщей пользы и становится всё лучше. Во Франции творчество Фета, говорит Оливье, знают не очень хорошо. Разве что русские эмигранты. Оливье рад, что тоже имеет возможность приносить пользу русской культуре. Например, недавно он давал в Курске мастер-класс по актёрскому мастерству. Оливье говорит на трёх языках – французском, русском и английском. Общаясь, уже не переводит мысленно с французского. Трое его детей учатся в русскоязычной школе в Петербурге, занимаются музыкой. В 2005 году актёр переехал в Россию. Во Франции остались ещё потомки Фета, две сестры Оливье Сиу, брат, мама. Хранят дворцы и замки Информацией о потомках князей Барятинских с нами поделилась кандидат исторических наук Валентина Петровна Олейникова, биограф рода Барятинских, автор научной редакции воспоминаний князя В.И. Барятинского «Из Курска в Рим» и других исследований. Работая в туризме в Италии, Валентина Олейникова, как историк, начала собирать материалы об истории русской эмиграции в Италии и обнаружила родственные связи аристократических родов Германии, Италии с семейством Барятинских. Среди них – такие известные фамилии, как Витгенштейны и Киджи. – Портрет «Спасителя Петербурга» П.Х. Витгенштейна украшает один из залов Эрмитажа. Фельдмаршал прославился тем, что не пустил войска Наполеона в Санкт-Петербург, – рассказывает Валентина Олейникова. – За его сына – декабриста Л.П. Витгенштейна вышла замуж средняя дочь князя И.И. Барятинского – княжна Леонилла Ивановна. Семейство Киджи, в свою очередь, породнилось с Барятинскими-Витгенштейнами в 1857 году, когда дочь Леониллы Барятинской и Людвига Сайн-Витгенштейна Антуанетта вышла замуж за князя Марио Киджи Альбани. В настоящее время потомки Барятинских за границей занимаются сохранением дворцов и замков, ставших теперь в Европе музеями. – В замке князя Флавио Киджи в Фузано хранятся уникальные портреты родителей – супружеской четы Барятинских – Ивана Ивановича и Марии Фёдоровны. Дворец Киджи в Аричче известен не только как итальянский музей (где находятся произведения С. Розы, Караваджо, Бернини и других великих мастеров), но и как место хранения самой большой коллекции русского искусства в Италии. И всё это благодаря наследию Барятинских! – продолжает биограф знаменитого рода. – Именно в интерьерах этого уникального дворца снимались сцены гениального фильма «Леопард» Лукино Висконти. Как известно, этот фильм вошёл в десятку лучших в истории мирового киноискусства. Хранитель дворца Киджи доктор Франческо Петруччи, узнав при знакомстве об исследованиях Валентины Олейниковой, обрадовался: «Наконец-то кто-то из Курска заинтересовался нами!» Немецкий бизнесмен Александр Сайн-Витгенштейн с 2023 года избран почётным президентом Ассоциации замков Германии, также президентом немецкого фонда Ассоциации замков Stiftung der Deutschen Burgenvereinigung. – Я изучаю историю Барятинских по линии Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, эта линия сохранила свои титулы, ибо их предки выехали за пределы России задолго до 1917 года – акцентирует Валентина Петровна. – Принцесса Леонилла не только была отмечена в истории как самая красивая из дочерей князя И.И. Барятинского, но и вошла в списки рекордсменов книги Гиннесса как единственная европеянка среди мировых аристократов-долгожителей, проживших более ста лет. Эта женщина-философ была дружна со многими интеллигентами и теологами, в частности: с философом Владимиром Соловьёвым, писателем Алексеем Константиновичем Толстым, была вхожа в круг общения Пап Римских. Сейчас праправнук Леониллы Барятинской – князь Витгенштейн создаёт музей, посвящённый истории семьи (неподалеку от Кобленца), пользующийся популярностью у немцев. Потомки Барятинских по линии Леониллы в Курскую область не приезжали, хотя такие планы были… Также исследователь известного дворянского рода ратует за сохранение остатков архитектурного наследия в деревне Нижние Деревеньки в Курской области. – Здесь ещё сохранились исторический флигель, великолепная дубрава, булыжная мостовая… На остатках кирпичей дворца, разрушенного жителями Льгова в начале XX века, и сейчас просматривается буква «Б», но стены давно растащили местные. Сейчас мы имеем сведения, что именно в Деревеньках проживал по выходе в отставку герой Кавказской войны князь Александр Иванович Барятинский, – говорит Валентина Петровна. – Нельзя забывать о сохранении памяти о выдающемся роде Рюриковичей. В этом году исполняется 200 лет со дня кончины создателя уникальной усадьбы Марьино Ивана Ивановича Барятинского, выдающегося дипломата и агронома. До начала СВО были наиболее популярны среди любителей старины туристические маршруты именно по юго-западу Курской области: в усадьбу Марьино, старинные города Суджу, Рыльск и Льгов. Блестящим дополнением карты туристических маршрутов юго-запада Курской области могла бы стать возрождённая усадьба в Деревеньках. Вероника ТУТЕНКО Фото из архивов героев материала

Кому передали гены курские гении
© Курская правда