"Полностью овладели столицей Германии": как ТАСС освещал наступление на Берлин

2 мая 1945 года советские войска овладели Берлином. Столица была взята штурмом в рамках Берлинской наступательной операции силами 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов под командованием Ивана Конева и Георгия Жукова соответственно. Падение города знаменовало приближающийся конец Великой Отечественной войны. В дни штурма военные корреспонденты ТАСС выполняли свой профессиональный долг. Сражение за Берлин освещали сразу несколько журналистов агентства — Борис Афанасьев, Григорий Ошаровский, Константин Сухин и Петр Никитич. В честь приближающегося 80-летия Победы ТАСС публикует архивные репортажи военкоров агентства, опубликованные в "Вестнике фронтовой информации". Все материалы хранятся в Государственном архиве РФ.

"Полностью овладели столицей Германии": как ТАСС освещал наступление на Берлин
© ТАСС

На подступах к Берлину

К концу апреля 1945 года все пространство от Одера до Берлина было оборудовано немецкой системой многочисленных инженерных сооружений и огромным количеством огневых средств. "Каждый населенный пункт, лежащий на левобережье Одера, гитлеровцы превратили в крепость долговременной обороны. В подвалах каменных домов, в угловых зданиях они вырезали амбразуры для пулеметов, орудий. Целые кварталы были обведены траншеями полного профиля с толстыми перекрытиям над ними. Особо мощные оборонительные укрепления немцы построили на подступах к Берлину", — сообщает военкор ТАСС Борис Афанасьев.

По его информации, все трудоспособное население столицы и близлежащих городов было вынуждено в течение нескольких месяцев возводить укрепления для вермахта. Подходы к Берлину обороняли батареи легких противотанковых пушек и полевые оружия, минометы, зенитные установки противовоздушной обороны, приспособленные для стрельбы по танкам, а также дальнобойные пушки. Помимо кадровых дивизий, переброшенных с западного фронта, на защите подступов к столице стояли специальные части с присвоенными наименованиями городов, которые они должны были защищать.

"Грандиозному наступлению войск маршала Советского Союза Жукова предшествовала силовая разведка, предпринятая несколько дней назад с плацдармов, расположенных на западном берегу Одера. Перед этим наступлением советские офицеры тщательно изучили всю систему обороны, расположение огневых позиций, штабов, нанесли на карты сосредоточение немецкой техники, отметили важные узлы коммуникаций противника", — пишет в своем репортаже военкор.

Советские орудия наносили огневое поражение в глубину немецкой обороны, пехота шла в наступление. Афанасьев отмечает, что красноармейцы прорывали фронт обороны вермахта в высоком темпе. Уже в первые минуты наступления начали поступать донесения о продвижениях вперед. В бреши немецкой обороны врывались советские танки, самоходные артустановки, бронетранспортеры, тягачи везли артиллерию. Прорыв разрастался вширь и вглубь.

"Ни на одном участке советско-германского фронта гитлеровцы не дрались так яростно, как на подступах к Берлину <…>. Немцы сопротивляются с отчаянием обреченных. Гитлеровское командование бросает в бой все резервы. В Берлине объявлена поголовная мобилизация всех мужчин — юношей и стариков. Во всех военных школах столицы прекращены занятия, а курсанты этих школ введены в бой", — отмечает корреспондент. Он уточняет, что в боях на подступах к Берлину, в его предместьях и улицах немцы несут огромные потери.

Афанасьев подчеркивает исключительно острый характер боев на окраинах столицы. Вермахт не прекращал контратаковать. Красноармейцы борются с противником с небывалой яростью. Все они пребывают в ожидании приближающейся победы.

Первый день штурма

"На дорожном столбе табличка "Берлин". И сразу же начинаются ряды баррикад. Улицы, площади перегорожены баррикадами из повозок, деревянных балок, рельсов, металлического лома. Улица Густав-Адольф-штрассе. Ряды многоэтажных домов. В окнах — белые флаги", — передает Афанасьев.

В ходе боев за город советские автоматчики очищали от немцев квартал за кварталом. С воздуха по столице работала авиация. Вермахт вводит в бой кадровые части, войска СС, технические, инженерные, специальные части, а также батальоны фольксштурмовцев — ополчение.

Красноармейцы вели наступление на город с северо-востока, востока, юга, обходят город с северо-запада. За 24 апреля 1945 года были взяты под советский контроль городские районы Тегель, Виттенау, Райникендорф, Силезский вокзал и близлежащие кварталы.

"Тесня противника и нанося ему тяжелые потери, войска 1-го Белорусского фронта форсировали реку Даме и соединились с наступающими с юга соединениями 1-го Украинского фронта", — сообщает Афанасьев.

Бои за столицу

25 апреля войска маршалов Советского Союза Жукова и Конева перерезали последние пути, идущие из Берлина на запад. Они соединились северо-западнее Потсдама, завершив окружение Берлина.

"Блестящая победа! Наши соединения ворвались в столицу Германии, заняли целый ряд городских районов и взяли в кольцо гарнизон противника, обороняющий Берлин", — подчеркивает Ошаровский. В репортаже отмечается, что залпы советских батарей возвестили о наступающей битве за Берлин: красноармейцы развивали свое наступление при поддержке артиллерии. Пехота от рядовых до офицеров, танки, самоходные орудия — все рвались вперед.

Окруженные в Берлине вражеские дивизии продолжали отчаянное сопротивление, но под ударами советских войск вынуждены оставлять квартал за кварталом. Корреспонденты Ошаровский и Афанасьев сообщают, что за этот день на территории немецкой столицы были заняты городские районы Трептов, Бриц, Лихтерфельде и Целендорф.

"К штурму укрепленных зданий прибавилась война под землей — нужно было пресечь врагу возможность использовать метро. У саперов прибавилось работы: они заваливают сейчас входы остовами разбитых немецких машин, рельсами, железом, засыпают кирпичом. Если сказать, что враг цепляется за каждый дом, за каждый перекресток улиц, это еще не выразит сущности уличных боев в Берлине", — отмечает корреспондент Константин Сухин.

По словам военкора, офицеры вермахта стреляли в собственных солдат при малейшей попытке сдаться в плен. Он подмечает, что на лицах немецких военнопленных отражается безнадежность, апатия. "Это — в полном смысле слова автоматы, потерявшие представление о времени и пространствe", — добавляет корреспондент.

К центру Берлина

"Необычайный подъем охватил всех. Бойцы и офицеры живут одной мыслью: скорее пробиться к центру Берлина. Нужно было видеть, с каким восторгом эти советские воины, дерущиеся в восточной части города, встретили известие, которое сообщил пришедший из штаба связист, о том, что войска фронта, наступающие юго-западнее Берлина, соединились с войсками маршала Конева, наступающими с юга!" — пишет в своем репортаже Сухин.

Военкор сообщает о "своеобразном" состоянии столицы во время боев. Городская жизнь в некоторых районах города не прекращалась, невзирая на боевые действия. Рядом с разрушенными домами в восточной части города сохранились целые кварталы, где не были выбиты стекла. Горожане расчищали улицы от хлама, разбирали баррикады и засыпали воронки. Из окон домов и балконов свешивались белые флаги, сделанные из простыней и наволочек. 

Историческая победа

"За последние годы весь мир много раз был свидетелем блистательных побед Красной армии. Но только что отгремевшая битва за Берлин — это, несомненно, великая победа наших войск, высшее достижение советского военного искусства. Это победа стратегии Красной армии над стратегией немецкой армии. Это победа вдохновленного свободного, творческого труда героев нашего тыла", — подчеркивает корреспондент Петр Никитич.

По словам Никитича, Берлин был побежден силой, умением советского народа. Он отмечает, что Третий рейх годами готовился к защите своей столицы. Особенно корреспондент выделяет "бесчисленные" приказы фюрера и слова высокопоставленных офицеров вермахта о том, что русские никогда не смогут взять Берлин.

"Сегодня войска маршала Советского Союза Жукова при содействии войск маршала Советского Союза Конева в результате упорных боев завершили разгром берлинской группы немецких войск и полностью овладели столицей Германии Берлином — центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии. Вражеский гарнизон, оборонявший столицу Германии, во главе с начальником обороны Берлина генералом от артиллерии Вейдлинг[-ом] и его штабом сегодня в 15 часов прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен", — подытоживает Никитич.

Алексей Павливкер

Другие публикации собраны в специальном проекте "Победный 1945-й в архивах ТАСС", подготовленном совместно с Государственным архивом Российской Федерации.