Трагедия лайнера «Кап Аркона»: Англичане расстреляли тонущих советских военнопленных из пушек и пулеметов

80 лет назад, 3 мая 1945 года, когда оставались считанные дни до капитуляции Германии, англичане совершили бессмысленное и чудовищное преступление, потопив три немецких транспорта. На этих судах, по разным оценкам, было от 7000 до 12 000 узников немецких концлагерей – в основном советских военнопленных. Выжили всего лишь около 300 человек.

Трагедия лайнера «Кап Аркона»: Англичане расстреляли тонущих советских военнопленных из пушек и пулеметов
© Свободная пресса

В конце марта 1945 года командование СС при участии Вальтера Шелленберга заключило с правительством Швеции соглашение о проведении шведским Красным Крестом операции по спасению узников германских концлагерей. Она получила шифрованное название «Белые автобусы».

Дело в том, что на белых автобусах заключённых доставляли в германские порты, а затем грузили на корабли и отправляли морем в Швецию. Многие детали операции до сих пор засекречены и в Англии, и в Швеции.

Какими бы целями не руководствовались организаторы операции «Белые автобусы», её проведение означало спасение заключённых, которые могли быть убиты в ходе боевых действий. В апреле 1945 года в Швецию морским путём было переправлено около 15 тысяч заключённых германских концлагерей.

2 мая 1945 года на лайнер «Кап Аркона» водоизмещением 30 тысяч тонн, а также на торговые суда «Тильбек», «Афины» и «Дойчланд», стоявшие в гавани Любека, эсэсовцы доставили на баржах несколько тысяч узников концлагерей из Штутгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена.

О предстоящем конвое германское командование известило представителей шведской и швейцарской миссий Красного Креста. 2 мая сотрудники миссий передали эту информацию британскому генералу Джорджу Робертсу, войска которого вели наступление в районе Любека.

Позже британские военные оправдывались тем, что получили приказ Черчилля срочно перейти в наступление, чтобы не допустить ввод частей Красной Армии в Данию. Мол, из-за этого и была такая страшная неразбериха.

Ну, ладно, «по ошибке» потопили корабли. Допустим. Но зачем-же расстреливать из автоматических пушек и пулемётов людей, оказавшихся в воде? Ведь ещё в XIX веке убийство людей, пытающихся спастись с тонущего корабля, считалось тягчайшим военным преступлением.

Увы, у англичан и американцев это было нормой. Так, на Тихом океане американцы неоднократно специально сбрасывали глубинные бомбы рядом с тонущими японскими военными или торговыми кораблями. Янки очень любили глушить, как рыбу, барахтающихся в воде людей.

С самого начала Второй мировой войны британские адмиралы вели себя подобно пирату Фрэсису Дрейку. В XVI веке королева Елизавета I обсыпала наградами пирата и сделала его пэром. Мало того, Дрейка выбрали в Парламент. Тоже самое произошло и с британскими адмиралами в конце 1940-х.

Англичане плевать хотели на неприкосновенность нейтральных судов. Вот в 1939 году из Сан-Франциско в Нагасаки идёт японский пассажирский лайнер. Подходит британский крейсер, наставляет орудия, высаживает абордажную партию и захватывает всех германских граждан, находящихся на борту лайнера. А ведь до Пёрл-Харбора было ещё два года!

С советскими судами вообще не церемонились. Так, осенью 1939 года англичане захватили торговые суда «Маяковский» и «Селенга». Ладно бы там находились какие-то немецкие грузы. Но оба судна везли во Владивосток товары, закупленные в США.

Груз украли, а суда вернули только через 9 месяцев. По всем международным законам это был бы «казус белли» для Советского Союза. Увы, Москва молчала. Было не до этого. Англичане готовились бомбить Баку и Батуми. Бомбардировка была назначена на 15 мая 1940 года, но немцы начали наступление и двинулись на Париж.

Американские пираты вели себя на уровне первобытных каннибалов. Так, один из сенаторов подарил президенту Рузвельту нож для открывания писем, рукоятка которого была выполнена из плечевой кости японца. И Рузвельт публично расстался с этим подарком лишь после того, как разразился скандал.

Торговля останками японцев стала весьма прибыльным бизнесом США. Череп японца на рынке стоил не менее 35 долларов, что для 1943 года было совсем неплохо.

Такие сувениры отсылали домой в качестве подарков семье или друзьям. Иногда родственники даже сами просили о подобных подарках.

Известен случай, когда мать выпрашивала для сына разрешение отправить ей ухо, и даже зафиксирован случай подкупа капеллана из Епископальной (англиканской) Церкви японскими ушами.

Русские и советские историки и писатели привили населению чёрно-белое видение мира. Если двое дерутся, то один из них должен быть только хорошим, а другой – только плохим.

Вспомним планы школьных сочинений, предусматривающих выделение положительных и отрицательных героев. Смятение в умы советских граждан в «лихие девяностые» внесли войны «солнцевских» и «люберецких», где явно не было положительных персонажей.

Пора поставить точки над «i». В ходе Второй мировой войны только два больших государства – Советский Союз и Китай – подверглись неспровоцированному нападению. То же можно сказать о некоторых небольших государствах, как, например, Югославия и Греция. Все же остальные державы были «солнцевскими» или «люберецкими».

Во время войны в 1939-1940 годах в Европе не было «белых и пушистых». Шла драка «империалистических разбойников».

Так, жертва агрессоров Польша к 1938 году имела территориальные претензии по всему периметру своих границ. А конкретно: к Литве, СССР, Чехословакии, Германии и Вольному городу Данцигу, население которого на 95% состояло из немцев.

В 1938 году «гиена Европы», как называл Черчилль Польшу, захватила Тешинскую область Чехословакии, а в 1939 году хотела захватить Данциг и ввела туда свои войска и диверсантов, но была основательно побита.

То, что рассекретили данные о трагедии 3 мая 1945 года, очень хорошо. Но почему бы не рассекретить планы польских генералов ведения химической войны против советских городов? Сотни подобных документов и от 40 до 60% польского химического оружия (многие сотни, а то и тысячи тонн) стали трофеями Красной Армии в октябре 1939 года.

В конце 1990-х годов я случайно обнаружил отчёт ЭПРОН, где говорилось о подъёме осенью 1939 года двух стальных барж – К-5 и К-13, принадлежавших польской Пинской флотилии, битком забитых 75-мм и 100-мм химическими снарядами.

Дело в том, что ЭПРОН – гражданская организация, занимавшаяся подъёмом судов. Её документы имели гриф «ДСП». Всё же остальное о польском химическом оружии на май 2025 года – совсекретно!

О Брестской крепости у нас написаны сотни книг и тысячи статей. А где документы об опытах над людьми, приводившихся в форте «Берг» Брестской крепости в рамках создание польского бактериологического оружия?

Сталин в 1952 году готовил большой судебный процесс в Москве над разработчиками польского бактериологического оружия. Но, увы, пришедшие к власти «дорогой Никита Сергеевич» и компания дело прикрыли.

Хрущёву хоть можно сделать некоторую скидку, поскольку Польская Народная Республика была союзником СССР по Варшавскому пакту. Однако с 2015 года польские военнослужащие сражаются на Украине и к 2025 году потеряли свыше 10 тысяч человек, то есть почти столько же, сколько СССР потерял в 1979-1989 годах в Афганистане.

Не пора ли вытащить из шкафов наших спецхранов не только польские, но и британские, американские и французские «скелеты» и выставить их на всеобщее обозрение?