Жизнь, о которой нельзя молчать

Пройдет совсем немного времени — и они шагнут в эту так манящую взрослую жизнь, унося с собой то, что сумели усвоить, во что смогли поверить, что успели узнать в детстве, отрочестве и юности. Да, в течение жизни будет много неожиданных поворотов, совершенно точно не раз изменятся взгляды, оценки, взаимоотношения, привязанности, предпочтения. Но заложенный в раннем возрасте фундамент окажет определяющее значение в дальнейшем развитии.

Жизнь, о которой нельзя молчать
© Вечерняя Москва

Период молодости тоже очень важен: в это время человек «набирает» с собой во взрослую жизнь знания и убеждения. Он уже не впитывает от взрослых готовое, как в детстве, а размышляет, выбирает, оценивает. О чем этот юноша (или девушка) думает? Знает ли историю своей страны, и интересна ли она ему? Задумывается ли о ее будущем, какие строит планы для себя, глядя вперед? Понимает ли, какие события прошлого забывать нельзя, потому что они основа настоящего и во многом грядущего? Все эти вопросы ключевые.

На душе бывает радостно, когда читаешь произведения участников старшей возрастной группы, которые пишут о Великой Отечественной войне. Это свидетельствует о том, что они знают родную историю и понимают, что их прадедушки и прабабушки, отстояли для нас родную землю, свободу, подарили нам мирное небо, практически заново отстроили огромную страну. Радостно, когда видишь, что юные участники решаются взяться за непростые для любого человека темы. Это означает, что они серьезны и знают, что жизнь состоит не только из развлечений и праздников. Они понимают, что писать о горьком, суровом и жизненном тоже необходимо — чтобы об этом помнили, и чтобы оно в будущем не повторилось.

Во время войны были сожжены гитлеровцами сотни деревень на оккупированных территориях. Среди них была уничтоженная вместе с жителями белорусская Хатынь. Мемориальный комплекс появился на месте этой деревни в 1969 году. Там всё не может оставить равнодушным. Но особенно незабываемое впечатление оставляет скульптура «Непокоренный человек». Даже если увидеть ее только на фотографии, забыть невозможно. Как известно, в трагедии Хатыни не выжил почти никто. Но все-таки почти никто, а не совсем никто. Среди выживших был немолодой кузнец Иосиф Каминский. Когда он очнулся после того чудовищного злодеяния, вокруг были погибшие односельчане. Он сумел найти своего сына – еще живого, но израненного и пострадавшего так, что это было несовместимо с жизнью. Сын скончался на руках у отца. Скульптор навсегда запечатлел именно это: немолодой мужчина держит на руках погибшего ребенка.

Работа Самодурова Дениса «Аисты над пепелищем» написана об этой трагедии военного времени. Денис описывает последний для жителей день, рассказывает читателям, как он мог пройти, как подростки собирались устраивать учения и тренировать навыки, которые могут им пригодиться, когда их возьмут служить в армию. Как немолодой кузнец Иосиф Каминский привычно трудился в кузнице и думал о том, что со временем, когда он уже состарится, его здесь сменит сын, как вдруг пришла весть, что полицаи идут, и они уже близко… Денис передает и самые страшные события: как карательный отряд избивал людей, загонял их в сарай, поджигал его, как стреляли в тех, кто выбил дверь, как ходил потом чудом выживший кузнец среди погибших, надеясь найти своих близких, и все-таки нашел сына, с которым провел его последние минуты.

Писать о страшном, болезненном необходимо. Современники должны помнить, от чего спасали и спасли наши воины страну и весь мир в те годы. Спасибо Денису, что взялся за такую тему и справился.

Хочу также рассказать о работе Савинкиной Анастасии «А зори там были тихими-тихими…» Настя вспоминает повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и рассказывает о своей прабабушке: «Моя прабабушка, помкомвзвода сержант Кирьянова, была старшей на том самом 171 разъезде в мае 1942 года, она одна из тех, кто никогда не отчаивался, кто верил, что доброта — вечное лекарство от злобы и цинизма, вакцина, которой еще просто не дали распространиться. И все 1418 дней войны она, ни минуты не сомневаясь, готова была душу сложить свою, готова была воевать не только за себя, но и за тех девчонок, за пятерых, что исполнили приказ и не пропустили немецких диверсантов, потому как ценила она человека, как и те, кто в непростые военные годы был рядом с ней».

Процитирую еще одно предложение из работы Анастасии: «Прабабушка прожила жизнь, о которой нельзя молчать». Золотые слова. Понимаем ли мы, взрослые и дети, что наши родители, прадедушки, у кого-то уже прапрабабушки, близкие и дальние родственники, принадлежавшие к тому — военному поколению, в большинстве своем прожили жизнь, о которой нельзя молчать? Они выстояли в борьбе с фашизмом и защитили свою Родину, освободили Европу от коричневой чумы. Они подняли разоренную страну после войны и всегда работали, не покладая рук, пока могли, пока были в силах — привыкли жить в труде, без него жизни не мыслили. Они оставались людьми в тяжелейших условиях. А мы так мало о них знаем. Анастасия напоминает нам: нужно читать книги о войне и нужно знать о родных людях, ее прошедших, и не только фронтовиках, но и о тех, кто трудился в тылу. А если Господь дал способности на литературном поприще, необходимо о своих родных рассказывать и писать — чтобы не забылось и передалось следующим поколениям.

Не могу не вспомнить рассказ Марии Радченко «Комсомолка». Он о блокадном Ленинграде, о людях, сохранивших человечность, способность сопереживать друг другу, искренне волноваться за других, когда, кажется, от лишений нет сил ни на что, опасность рядом, а страшные картины разрушений, смерти стали привычными. В этом рассказе одна из важнейших тем — это тема веры. Главная героиня — комсомолка, о Христе знает мало или практически ничего, зато помнит содержание антирелигиозных плакатов. Однажды неожиданно для себя самой она оказывается в храме и понимает, что у собравшихся здесь людей есть что-то, пока непонятное ей, что дает им силу не бояться. Девушка просит Богородицу о помощи, о благополучном возвращении соседки, которой слишком долго нет, а ее ребенок переживает, да и сама Зоя вышла на улицу, желая найти ее живой.

Зоя начинает ходить в храм. Но в повседневной жизни находятся рядом те, кто напоминает, что она комсомолка, что она не должна приходить в церковь и верить в Бога. Зоя уже почти готова их послушать, но найти правильные ориентиры ей помогает разговор со священником. О чем этот рассказ? О блокаде. О том, что мужество требуется не только для того, чтобы остаться человеком в военных условиях, но и для того, чтобы не побояться и не отказаться от своей веры. А еще о радости, которая может прийти неожиданно даже в самые суровые времена.

Читая работы старших участников конкурса, понимаешь: эти молодые люди готовы думать и говорить о по-настоящему важном. Если они придут когда-нибудь в большую литературу, они принесут туда то, за что ни им, ни их родителям и учителям не будет стыдно. Мы должны помнить, что: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22: 1). Это слова Премудрого Соломона, а он еще сказал: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6).