В Волгограде бронепоезд стал памятником железнодорожникам Сталинграда
На набережной Волгограда открыли мемориал, представляющий собой бронепоезд, который участвовал в Сталинградской битве.
Это собирательный образ, в создании которого использовали детали реальной железнодорожной техники: паровоз, вагон, платформу, элементы рельсошпальной решетки. За основу взяли чертежи и фотографии исторического бронепоезда № 73 войск НКВД.
Он прибыл в Сталинград 26 августа 1942 года и уже на следующий день приступил к обстрелу вражеских позиций на станции Конная. Бронепоезд уничтожил две минометные батареи и почти две роты гитлеровцев, а также доставил к обороняющимся свежие силы. Экипаж успешно обстреливал немецкие позиции в районе Песчанки, Купоросной, Садового и Поляковки.
В августе-сентябре 1942 года бронепоезд уничтожил 15 фашистских танков, два самолета, более тысячи солдат противника. 14 сентября он принял последний бой у подножия Мамаева Кургана. Впоследствии 30 членов экипажа получили орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги". Командир Федор Малышев и пять бойцов награждены орденом Красного Знамени. Да и сам поезд получил такую же награду и стал именоваться "Краснознаменным".
За годы войны было построено около трехсот таких машин, а под Сталинградом сражались двадцать шесть бронепоездов.
С 1941 по 1945 годы железнодорожники провели 443 тысячи воинских эшелонов, перевезли 20 миллионов вагонов с войсками и военными грузами. Благодаря им удалось эвакуировать на восток более 2,7 тысячи заводов и фабрик, около 25 миллионов человек.
Железнодорожники и строители в рекордно короткие сроки проложили более десяти тысяч километров путей. За полгода протянули Волжскую рокаду - это почти тысяча километров от Иловли до Свияжска. По этой дороге доставили более двухсот тысяч вагонов для Сталинграда.
- Каждый год открываются новые архивы. И мы получаем все больше и больше впечатляющих цифр, характеризующих то, что во время войны сделали железнодорожники, - говорит генеральный директор РЖД Олег Белозеров. - Ни одна стратегическая операция не обходилась без них. Строили кирками, лопатами, тачками. Армия железнодорожников была чуть меньше, чем Красная Армия: три миллиона человек. Было перевезено более полутора миллиардов тонн грузов, 97 процентов раненых были вывезены поездами.