На одном дыханье со страной
Каждое новое время рождает новые стихи. Иначе не бывает, ведь поэзия — зеркало времени. Однако при этом зеркало, безусловно, может искажать реальность: расширять ее и сужать, придавать ей уродливые формы и беззастенчиво льстить. Но прямое зеркало все равно побеждает в королевстве кривых зеркал. И мы хотим вас познакомить с поэтом, имя которого известно, но не так широко, как имена многих его коллег. Знакомьтесь — Сергей Арутюнов.
Как — Сергей Арутюнов? Так воскликнут те, кто читает «Вечернюю Москву» регулярно. Им это имя хорошо знакомо. Сергей не раз принимал участие в круглых столах и эфирах сетевого вещания «Вечерки», печатал колонки, выступал как эксперт по литературным вопросам. Но мы никогда не представляли его самого как поэта. А сделать это стоит. Ведь поэт Арутюнов — сам по себе явление и то самое прямое зеркало, которое иногда ждет своего часа в тихом уголке. Сергей издал девятнадцать поэтических сборников, четыре книги прозы и публицистики, книгу переводов с английского. Почитайте. Это того стоит.
Квадрокоптер
Я редко бывал там, где шумно и пенятся вина,
Не слишком спортивный, однако стрельба как диета,
В «Поручике Ржевском», где водка отчасти цивильна,
Но чаще — «Гвардейка», в угоду мечтам контингента,
Немногие пили. Кого разогнала контора
По дальним чужбинам, кого так совсем завалили...
Один был с игрушкой для сына — четыре мотора,
Зарядка для пульта с инструкцией на суахили.
Гордился подарком на польские деньги хорунжий:
Три года вдали от потомства — хоть чем-то обрадуй...
— Оружием станет, — сказал повертевший игрушкой,
И все рассмеялись, мол, как это может быть правдой,
Но был непреклонен, кладя причиндалы в коробку,
Седой штурмовик, за плечами которого «Вымпел»:
— Лет семь еще есть или восемь.
Готовьтесь к уроку.
Наплачемся горько, — сказал в заключенье.
И выпил.
Отпуск
Заходил на работу, ну как там, дескать,
Не застал начальства, лишь эта, в кадрах,
Позавидовала, что две сотни трескать
Каждый месяц — отличный семье приварок.
Позвонил знакомым — не взяли трубок,
При делах, при детях, и так понятна
Эта жизнь при женах и при подругах,
Что куда там суслику до бурьяна.
Посидел в кафешке. Был джин заборист,
Аж ресница хрустнула соляная.
А домой не сунулся. Ночью поезд,
Да и что там, дома. Воспоминанья.
Не заплачешь на людях, вечно хмурых,
По мечте несбывшейся и заветной.
Уезжая, забычковал окурок,
Обещая вернуться уже с победой.
Разговор
Я понял бы, если б, исхлопан
Друзьями, могуч и велик,
Отделался б в несколько слов он
От кратких вопросов моих.
— Давно? — Что-то около суток.
— Ну, как там? — Уже не свернем.
— Здоровье? — С апреля в простудах.
— Вернешься? — Сегодня же днем.
Я принял бы загнанный шепот
И нервную пластику рта,
Но вот он уходит, и что тут
Сказать, если вдруг никогда
Не встретимся? Кратки мгновенья,
Как свет ноября, коротки.
Дешевая мини-кофейня,
Кивок и пожатье руки.
Добровольцы
Позволь спросить — во что ты веришь, мгла?
Статистику доверь военкоматам:
Они ушли, когда беда пришла.
Их пробовали тормозить — куда там.
Ушли, и март заплакал, как дитя,
И вслед им загалдел синичий форум...
А ты б смогла, на зов земли уйдя,
Быть, как они, глухими к уговорам?
То был инстинкт. Возможно, основной —
Пренебрегать ущербом костным тканям.
Дышать одним дыханьем со страной
И означает быть ее дыханьем.
Телефон (Владимиру Л.)
Nokia: с первого по седьмой ролики безобидны —
Отдых, рыбалка, быт, заметно дрожанье камер,
После — ночное передвижение из кабины,
Предположительно, по очертанию стекол — «Хаммер».
Клятва: алтарь под личиной козлиной горит пентаклем,
В отсветах пламени кострового — чубы братишек.
Пленного режут под горло лезвием ритуальным,
Чашей с жертвенной кровью обносят вояк притихших.
Герб государственный засветло скалывают с фасада,
В администрации топчут охранницу, жгут монаха,
Лесомассив, перебежка — отчаянный вопль: «Засада!»
В кадре обочина, дым и при съемке с руки — канавка.
Личность владельца следствие в общем установило.
Сколы по краю устройства, поверхность частично сохранна.
Опись окончена. Старший уполномоченный, ФИО.
К делу приложены отпечатки пальцев с экрана.
Фиксация
Метров пятьсот еще — так дальномер обрек,
Сутки, не больше, как тут закончен кипеж.
Бахает сильно, но километрах в трех,
И не захочешь, а поневоле всхлипнешь.
Из-за угла развороченного встаем.
Гарью одной округа благоуханна.
Протоколируем: съемка ведется днем,
Дата и время в правом углу экрана.
Вот она, та, у которой, попить прося,
Наши легли отнюдь не по воле рока.
Это не мы ее. Это ее друзья.
Крупно, наездом — чешская маркировка.
Цепь доказательств твердой рукой скую,
Поздно скрываться, в ужасе выть животном —
Сядет весь этот мир на одну скамью,
Весь этот мир предстанет пред эшафотом.
Старуха
Девяностолетняя, она,
Твердо помня даты, имена,
Не чинясь, что время утечет,
Дознавателям дала отчет.
— Сколько было? — Чуть пробило два.
— Били? — Нет. Столкнули на дрова.
Что я им? Они и так сильны —
Тятеньку сорвали со стены.
— Фото? — Фото. Он там со звездой,
Позже в партизанах был связной.
Застрелили тятю вот сюда.
С той поры я и сама седа.
— Сколько были в хате? — Пять минут.
— Шустрые? — Заметят, подмигнут.
Легкораненый и то не сник.
Тятю моего один из них.
— Правнук разве... — Хоть смолой обмажь.
— Восемьдесят лет прошло, мамаш...
— Как узнала, кто спалил дотла,
Виду я ему не подала.
Молебен
Да разве ж такой туман? Размытие, и всего-то.
От вражеского контроля рубеж нулевой тая,
Давай улыбнись хоть раз, хотя бы на беглом фото,
Иначе как отличить, какая война твоя?
Забыты в единый миг и выпивка, и куренье,
И годы, как известняк, и словно тому сто лет,
Взываешь к своей душе, стоишь на одном колене,
Оглядываешь судьбу — смешна: суета сует.
Что батюшка там кричит готовым идти колоннам?
Кто вспомнит под крик жену, а кто хоровод лахудр.
Откуда ж явилась дрожь под Спасом Нерукотворным?
Как тысячу лет назад, и грозен Господь, и хмур.
Идем же, как все идут, кто медленней, кто быстрее,
Да будет весь облик твой продуман, мастеровит,
А ну-ка не подводить, собаки, ни слух, ни зренье,
А там уж кого куда грядущее сохранит.
Цвет глаз
Не хвались, что любой разгадаешь задвиг,
Не ходи, горделив и разлапист,
Если мертвые руки не тискал в своих,
И не складывал если крест-накрест.
Я вот эту вот запись тебе отчеркну,
Чтобы знал ты, где кредит, где дебет,
Как седеют чернявые за ночь одну,
Да и русые тоже седеют.
Тут и длительный страх, и мгновенный обстрел —
Пара вспышек, и ходишь, пришлепнут.
Если зеркальце есть, как понять, что сгорел?
Тусклый взгляд, невменяемый шепот.
Не сбежать ни от бомб тебе, ни от ракет,
Но в учебных твоих раздевалках
Улыбнутся, как туго крутил турникет,
И зашкаливал пульс, и стихал вдруг...
Это врут — балахон с капюшоном, коса.
Я видал, не сносить головы мне,
Что у смерти глаза, что у смерти глаза,
Что у смерти глаза голубые.
ДОСЬЕ
Сергей Сергеевич Арутюнов родился 21 апреля 1972 года в Красноярске, окончил московскую физико-математическую школу «Царицыно», учился в МИСиС на программиста автоматизированных систем управления металлургическим производством (цветные и редкие металлы и сплавы), окончил отделение поэзии Литературного института им. А. М. Горького. Главный редактор портала «Правчтение.Ру» Издательского Совета РПЦ.
МЫСЛИ ВСЛУХ
Нагая плоть винтовок*
Читая стихи Сергея Арутюнова
Александр Куприянов, главный редактор «Вечерней Москвы», писатель:
— …В стихотворении «Добровольцы» он замечает: «Дышать одним дыханьем со страной и означает быть ее дыханьем». Сегодня это главное. СВО подняла вал патриотического творчества. У нас в стране вообще любят писать стихи. От дворника до министра. Такой народ. Только не забудем, что «кропать» и «писать» разные понятия. Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой навеки остались с нами. Если вспоминать замечательного поэта-фронтовика Винокурова. Другой поэт-фронтовик, Левитанский, успел сказать Арутюнову, тогда еще студенту Литинститута, очень важные слова. Арутюнов их запомнил.
Его маленький сборник стихов «Зарево», изданный тиражом всего 200 экземпляров, подтверждает: связь поколений не прервалась. Поэт Арутюнов — прямой наследник обжигающей поэзии Великой Отечественной войны. Вот солдат, вернувшийся с «передка», заходит в ночной клуб. Тех, с кем он встречается, поэт называет «блогосферой». Солдат стоит. Смотрит.
Стоял бы. Вокруг бомонд исходил бы пеной —
Гоните мерзавца ряженого взашей!
Но за спиной его высился б сорок первый.
За вашими — только закинувшийся виджей.
Подлинная поэзия пробуждает в читателе то, что у поэта скрыто между строк. Проявилось много наносного. Вал обновления страны огромен, и пена неизбежна. Так бывало во все времена. Кто-то вяжет носки и маскировочные сети, собирает гуманитарку, а кто-то выкладывет селфи на фоне БМП. Хорошо, что хоть еще не на фоне взорванного дома. Бездарно кропающие в своих речитативах «Донбасc — фугас» инфантилы, гламурные репортерки, распускающие локоны по выпуклостям бронежилетов перед телекамерами… Сам президент обратил на них внимание и попросил не отправлять теледив в окопы. А еще прифронтовые прелестницы-рэперши, которые носят пузырящиеся на коленях штаны-комбаты и завывают со сцен деревенских ДК про утраченную в огне пожарищ любовь. Откуда пожарища? Она у них была, любовь?
Просто рэпершам так нравятся словечки «передок» и «либретто», что они тут же берутся штопать ремейки. Даже на «Войну и мир» Толстого. На «Мастера и Маргариту» Булгакова. Свои упражнения-потуги называют рэп-рок-операми. Они уверены: уж коли есть «передок», то где-то рядом там и либретто! А что тут запретного? В недавнем фильме Пушкин и лицеисты на балу поют и танцуют рэп. Так авторы разжевывают классику поколению накопителей лайков. Накормишь ли подозрительной жижкой страну? Ни суррогат-поэты, ни псевдопатриоты не замутят очищающего, горького, студеного — зубы ломит — слова. Таковы стихи в сборнике «Зарево». В стихотворении ォШтабныеサ Арутюнов пишет:
Потому что месяца полтора
И с участка снимут… А как не снять?
Есть тут и личные повара.
И кому-то деверь. И чей-то зять.
Еще:
И не стираются на раз-два
С ликов крутых особ
Черные линии воровства
С гульбищами нон-стоп.
Арутюнов преподает поэтическое мастерство в Литературном институте, участвует во многих, так нужных стране и фронту, делах. Но окопную правду он знает не понаслышке. Только человек, ходивший в тыл врага, мог написать: «Господи! Можешь меня оставить — не оставляй парней!» Не обходит стороной болезненную тему сбежавших. Одни, поумнее, релокантят куда-нибудь к братушкам, в Сербию, чтобы не записали в предатели. Клебздонят (еще одно словечко) оттуда сериалы, в которых разоблачают разбойничью сущность русского народа. Получают деньги с этого самого народа, позорятся в глумливых высказываниях и попадают в сетевые разборки… Другие — поглупее, бегут на Лазурный Берег. К вождю в приталенном пиджачке, который изображает из себя то ли Жана, то ли Жанну Д’Арк. Генетики считают, что Орлеанская дева страдала синдромом Морриса. Человек с этим заболеванием внешне может напоминать женщину, но генетически является мужчиной. Но тут выскакивает, как черт из табакерки, рыжий американец-баламут и орет на весь мир: «Есть папа и мама! А родителей номер один и номер два — не было и нет!» Правда, один русский мужичок, невысокий, но с острым взглядом, сказал все это в Мюнхене почти двадцать лет назад. Не послушали его тогда… А зря.
Появилось еще одно сословие — поэт Арутюнов его видит. Правдолюбы-ждуны. Они знают «всю правду». Знают и… молчат в тряпочку. Ждут, как фишка ляжет? А она уже легла. Так, как надо. Вот какие темы мы находим в маленьком сборничке «Зарево». Не боится автор и сложнейшей темы потерянного поколения, фронтового синдрома, открытой титанами прошлого — Астафьевым, Ремарком, Хемингуэем, Некрасовым («В окопах Сталинграда»). Арутюнов проходит по краю, почти на грани фола:
Ликуй, оживлена, стройна,
За пригоршню рублей,
Спляши на мне, моя страна,
Утешь меня. Убей.
В сборнике нет ничего пошлого, наносного. Правда, иногда окопный сленг, уличный слог — через край. Но время пройдет — все очистится и станет прозрачным. И пена спадет. В стихотворении «Отпуск» контрактник всего на день заехал в родной городок. Зашел на работу — начальства нет, потом — в кадры, кадровичка позавидовала — две сотни, хороший приварок для семьи. Позвонил знакомым — «не взяли трубок». И вот финал:
Посидел в кафешке. Был джин заборист,
Аж ресница хрустнула соляная.
А домой не сунулся. Ночью поезд.
Да и что там, дома. Воспоминанья
Не заплачешь на людях, вечно хмурых,
По мечте несбывшейся и заветной.
Уезжая, забычковал окурок.
Обещая вернуться уже с победой.
И заглядывает Арутюнов далеко. И круги ведет шире окурка. Точного, тем не менее. В стихотворении «Набег», пишет поэт, пришла «учить нас свободе европейская розга». В воронке, «с выраженьем каким-то нелепым», остались лежать два погранца, «в сущности, оба подростка». Как их зовут? Кем лежат они? Арутюнов уверен: «Борисом и Глебом, Борисом и Глебом, Борисом и Глебом...» Кто запамятовал, Борис и Глеб — братья, первые русские святые. Канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев.
* В заголовке использована строчка из стихотворения C. Арутюнова «Босх», сборник «Зарево», Сергиев Посад, 2025