Имена героев стальных магиcтралей в годы войны останутся в памяти поколений

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на полях сражений. Огромная работа шла и в тылу. "Все для фронта! Все для победы!" - этот лозунг военного времени требовал от людей немалых усилий. Каждый понимал, что обеспечить фронт всем необходимым - первоочередная задача. И нередко для ее выполнения требовалась настоящая отвага.

Имена героев стальных магиcтралей в годы войны останутся в памяти поколений
© Российская Газета

Многие труженики железных дорог героически проявили себя во время Великой Отечественной войны. Но некоторые имена запомнились особенно. Например, Виктор Мирошниченко - единственный человек в истории железнодорожных войск, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. Он родился в революционный 1917 год в семье железнодорожника и пошел по стопам отца. Сначала окончил заводское училище, затем работал токарем на Харьковском паровозном заводе.

Вся жизнь Виктора Мирошниченко была связана с железными дорогами. И даже когда был призван в Красную армию, служил в строительно-путевом батальоне 1-й бригады железнодорожных войск на Дальнем Востоке. Окончил школу младших командиров и командовал отделением. В марте 1941 года был направлен в Украинскую ССР. С первых дней войны бригада Виктора Мирошниченко обороняла железные дороги. Нередко приходилось вести опасные бои с врагом. То и дело сыпались важные задания: защищать мосты, пути, переезды, а в критические моменты - взрывать их, чтобы преградить путь врагу.

В начале октября 1941 года в Брянской области шли ожесточенные бои. Команда во главе с сержантом Мирошниченко должна была оборонять железнодорожный мост через реку Снопоть, а потом взорвать его, чтобы не дать пройти врагу. Установили заряд и стали ждать приказа. Но в это время к мосту подъехало несколько грузовиков с фашистами, началась перестрелка. Бойцы из группы Мирошниченко были убиты, а сам он ранен. Шнур, с помощью которого должен был сдетонировать заряд, оказался перебит. Тогда Виктор Мирошниченко подполз к бикфордову шнуру и поджег его, чтобы привести заряд в действие. За этот подвиг сержанту Мирошниченко 22 июля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Среди героев-железнодорожников были и женщины. Имя Елены Чухнюк, например, знал весь Советский Союз. Она стала первой женщиной, которую наградили золотой звездой Героя Социалистического Труда. Про нее писали газеты и даже сняли фильм.

Обычная девочка Лена из маленького села Дьяковка в Винницком уезде и не подозревала, что ждет ее героическая судьба. Работать на железную дорогу она пришла почти случайно. В 1938 году прочитала в "Гудке" призыв: "Советские женщины! Идите работать на транспорт!" и отправилась из родного села в Гомельское депо. Именно там, как писали в газете, набирали женщин-кочегаров и помощников машинистов. Ехала Лена и боялась только одного, что выстроилась уже большая очередь из женщин и ее могут не взять. Но оказалось, что поступить на тяжелую мужскую работу пришла лишь она одна. Так и осталась единственной женщиной-машинистом за всю историю Гомельского депо. Немало улыбок и даже насмешек встречала Лена поначалу на работе. Мало кому верилось, что хрупкая девушка сможет совладать с огромным паровозом, а она смогла, да еще как! И насмешки сменились восторженными взглядами.

К началу войны хрупкая Елена уже была с паровозами на "ты". За плечами были рекорды скорости и точности, а также награда "Почетный железнодорожник". В 1942 году бригада Елены Чухнюк вошла в паровозную колонну N 4 особого резерва. Нужно было выполнить важное военное задание: доставить почти сорок вагонов авиабомб под Сталинград, где предстояла великая битва наших и гитлеровских войск, ставшая впоследствии переломной для всей Второй мировой войны.

На станции Петров Вал, куда Чухнюк привела свой эшелон, все пути были заполнены составами. Из вагонов, стоящих справа и слева, доносились стоны раненых солдат. Ревела противовоздушная тревога - вражеские самолеты были готовы нанести свой удар. А за плечами у Елены - состав, полный бомб, и если он взорвется, то погибнут сотни людей вокруг, а наши летчики останутся без боеприпасов. Этого она допустить никак не могла. Решение пришло молниеносно: разогнала состав и подтолкнула впереди стоящие пустые вагоны - прочь от станции. Немецкие самолеты заметили маневр и рванули за ней. Когда станция осталась позади, Елена резко затормозила, и цепочка пустых вагонов скрылась за поворотом, а через миг немецкие самолеты разбомбили пустой состав, попавшись на обманку Чухнюк.

Во время войны Елена не раз попадала в опасные ситуации, но ее состав всегда оставался цел. Как вспоминала сама Чухнюк, ей сильно пригодились советы ее наставника - пожилого машиниста, который говорил: "Не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку!"

Елена Чухнюк вспоминала, как в опасных ситуациях ей помогали советы наставника, который говорил: "Не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку!"

А еще у Елены был талисман. В первые дни войны подбежал к кабине машиниста солдат и протянул куклу, которую дала ему дочка, когда провожала на войну. Только воевать с куклой как-то несподручно, а тут молоденькая девушка-машинист... Больше никогда не видела Елена этого солдата, но подарок остался с ней на всю жизнь, уцелев от пожаров и бомбежек.

Еще одно имя, вписанное в историю военных подвигов советских железнодорожников, - Иван Шурупов. За свой героизм он был награжден орденом Ленина, а его имя было на советских военных лозунгах: "Паровозник! Будь таким, как Иван Шурупов!.."

Иван родился еще до революции - в 1907 году. Сведений о его семье и начале карьеры на железной дороге не сохранилось. Точно известно одно: он много лет работал машинистом на станции Лиски, а во время войны водил эшелоны к осажденному Сталинграду.

В 1942 году Шурупов получил задание - доставить на фронт эшелон с советскими танками. На первый взгляд рядовое задание, если бы не одно но. В то время вражеские самолеты охотились за железнодорожными составами, перевозившими боеприпасы и технику. Гитлеровская авиация нещадно разбивала попавшие в ее поле зрения составы. На одном из перегонов поезд Шурупова заметил немецкий самолет. Он уже возвращался с задания, поэтому был без бомб. Однако летчик решил атаковать состав из пулемета. Целью был машинист. К несчастью, задуманное удалось осуществить. Шурупов был тяжело ранен в голову и живот, тепловоз тоже оказался поврежден. Однако машинист знал, что немецкий летчик на этом не остановится. Скорее всего, он уже сообщил о поврежденном составе и сюда скоро направятся вражеские бомбардировщики. Единственный выход - увести, спрятать состав, иначе эшелон, полный танков, будет разбит.

Далеко не каждый сможет, превозмогая страшную боль, продолжать делать то, что должен. Именно такие люди и становятся героями. Таким и был Иван Шурупов. Несмотря на тяжелые ранения, он смог подняться и продолжить управлять составом. Да не просто управлять, а спрятать его так, что прилетевшие немецкие бомбардировщики так и не смогли его отыскать. И только когда опасность миновала, машинист попросил о помощи.

Уже в госпитале врачи не смогли найти объяснения, как с такими ранениями Иван Шурупов смог не просто стоять и быть в сознании, а справиться с заданием. Благодаря врачам наш герой оправился от полученных ран, но не ушел на покой, как мог бы, а продолжил водить составы, уходя от бомбежек и снабжая фронт всем необходимым.

Несмотря на ранения, Иван Шурупов продолжил управлять составом и увел его туда, где немецкие самолеты не смогли отыскать

Многие машинисты говорят, что выбрали эту профессию по любви. И тут вряд ли можно поспорить. Вот и Виталий Соснин с детства с трепетом смотрел на паровозы и мечтал, что когда-то и сам сможет управлять такой махиной. Начинал он свой путь с кочегара, потом стал помощником машиниста, проработал им год, и тут началась война. В марте 1942 года парня вызвали по повестке в военкомат и зачислили в Тюменское пехотное училище, а уже в мае отправили на Сталинградский фронт. Три месяца тяжелых боев пережил Виталий Соснин, отважно сражаясь, а потом вышло постановление, согласно которому всех паровозных машинистов полагалось демобилизовать. А он как будто знал об этом заранее: уходя в армию, взял с собой документ, подтверждающий, что умеет управлять паровозом. Пригодился.

Виталий вернулся в депо в Тюмени, где проработал практически всю войну. Сначала водил поезда в тылу, а потом его направили во фронтовой резерв. Приходилось водить эшелоны и на сталинградском направлении, и на Курской дуге, и на Брянском фронте, где тогда шли важнейшие бои. Много раз Виталий бывал под пулями, но каждый раз удавалось уцелеть самому и сберечь свой поезд.

Однажды, когда он вел воинский эшелон, по прибытии в депо обнаружилась течь контрольной пробки. Она была нужна, чтобы при перегреве котла не допустить его взрыва. Если вода в котле опускалась ниже допустимого уровня и тот начинал перегреваться, легкоплавкий металл пробки расплавлялся, вода вытекала и тушила огонь, не давая котлу взорваться. Течь пробки - серьезная неисправность. По инструкции Виталию нужно было сдать паровоз в ремонт, а к эшелону подцепить другой. Однако в тот день в депо его не оказалось. Ждать приезда исправного паровоза значит не привезти боеприпасы вовремя. А для бойцов на фронте каждая минута на счету. Тогда Виталий решил залезть в топку и укрепить пробку. В раскаленную топку, где можно было запросто лишиться жизни. Однако удача была на стороне Виталия. Чудом не сгорев заживо, он устранил неисправность и повел состав на фронт.

После войны Виталий Соснин продолжил работать на железной дороге и даже стал заместителем министра путей сообщения СССР.

Героических людей в истории железных дорог довольно много. Ведь каждый машинист в годы Великой Отечественной войны делал очень важное дело - под пулями и бомбами, несмотря ни на что, вел свой состав вперед - к Великой Победе.