Бронепоезда принимали участие во всех крупных войсковых операциях
При слове "бронепоезд" мы сразу вспоминаем Гражданскую войну, как ее показывали в фильмах о том времени. Но эти могучие машины участвовали практически и во всех крупных сражениях Великой Отечественной. В их задачи входили обстрелы позиций противника и оборона железных дорог от немецкой авиации. Причем стали достоянием истории не только такие "именные крепости на колесах", как "Железняков", "Илья Муромец", "За Родину!", "Смерть фашизму!", но и бронесоставы, имевшие простые порядковые номера.
Точную цифру, сколько "крепостей на колесах" участвовали в войне, не назовет никто, потому что бронепоезда имели разные ведомства. Например, к началу войны Красная армия имела более четырех десятков, и это число значительно выросло в годы войны. Часть бронепоездов принадлежала Наркомату внутренних дел, несколько составов - Народному комиссариату Военно-морского флота СССР. В целом Советский Союз имел значительное число этих поездов, тогда как Германия и ее союзники - сравнительно немного.
- Как показал опыт Великой Отечественной, бронепоезда наиболее эффективно могут использоваться для двух целей. Первая - как артиллерийские установки для стрельбы по отдаленным позициям противника. Вторая - как средство ПВО для поражения самолетов, - рассказал "РГ" сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин. - В этих случаях бронепоезда выбирали позиции в некотором отдалении от линии фронта. Но очень многое зависело от конкретной ситуации. Ведь бронепоезд - не танк, свернуть с железной дороги не может, по искореженным рельсам не поедет. Когда возникала вероятность, что он попадет в окружение, чтобы не достался врагу, иногда приходилось его уничтожать.
Бронепоезд выглядел так: в броню были "одеты" только паровоз и несколько вагонов и площадок, на которых располагались пулеметы и пушки. А вагоны, в которых жил гарнизон "крепости на колесах", были самые обычные деревянные. В бронированных вагонах не было спальных мест, кухни и прочих минимальных удобств. Поэтому часто бывало, что небронированную часть поезда оставляли на большом расстоянии от ведущей огонь бронированной части.
У каждого бронепоезда - своя комплектация и своя история. Например, бронепоезд "Балтиец", вышедший в 1942 году из Ленинград-Балтийского электродепо, - это фактически обшитые броней паровоз Оп-7599 и несколько платформ. Он был вооружен шестью 76-миллиметровыми орудиями, двумя 120-миллиметровыми минометами и 16 пулеметами.
Комиссар этого бронепоезда Сергей Степанов вспоминал: "Балтиец" неожиданно появлялся на каком-либо участке фронта и обрушивал ураганный огонь на разведанные цели. Пока фашисты засекали наши позиции, мы успевали укрыться, и вражеская артиллерия била по пустому месту. Полтораста красноармейцев и командиров бронепоезда были дружным боевым отрядом. Железнодорожники составляли в нем основное ядро. Приходилось нам трудно, особенно в первое время блокады, когда бойцы бронепоезда вместе со всеми ленинградцами переносили огромные лишения из-за нехватки продовольствия. В боевой жизни команды бронепоезда было немало случаев, когда бойцы-железнодорожники показывали пример высокого мужества. Однажды во время обстрела создалась серьезная угроза нашему складу с боеприпасами. Машинисты Василий Чебанов и Алексей Давыдов под огнем врага, подвергаясь смертельной опасности, бесстрашно спасали боеприпасы".
В 1941 году на ленинградском заводе N 371 имени И.В. Сталина был построен бронепоезд "Сталинец-28". На нем использовали артиллерийские орудия, которые были сняты с поврежденных кораблей. И этот опыт в дальнейшем перенимали при строительстве следующих "крепостей на колесах".
- Бронепоезда были серьезной боевой единицей при обороне городов, взятых в осаду. Например, при обороне Одессы 22 августа 1941 года бронепоезд N 21 прорвался в тыл врага и в боях уничтожил более двух десятков немецких танков. До последнего дня поддерживал огнем героических защитников Севастополя бронепоезд "Железняков". Его построили рабочие севастопольских заводов, а экипаж состоял из моряков Черноморского флота. Даже когда бои шли на окраинах города, когда свободной оставалась всего пара километров пути, "Железняков" продолжал сражаться. От налетов авиации он укрывался в одном из тоннелей, после чего вновь вступал в бой, - рассказала "РГ" заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Елена Асташова.
Бронепоезд "Смерть фашизму!" прославился в наступлении наших войск в начале 1942 года на московском направлении, когда часть города Малоярославца и железнодорожная станция были отбиты у немцев.
С 1942 года начался выпуск бронепоездов с более компактными бронеплощадками (БП-43) "Москва", "Уфа", "Московский метрополитен", "Комсомол Узбекистана". На БП-43 устанавливали более толстые листы брони, на некоторых участках (башни танков Т34-76) - более 4 сантиметров. Эти поезда вошли в историю как участники Сталинградской и Курской битв, операций по освобождению Украины и Белоруссии.
К сожалению, сохранился только один бронепоезд того времени, он находится в Москве, в Центральном музее Вооруженных сил РФ. В Музее железных дорог России представлены две зенитные бронеплощадки, входившие в состав "крепости на колесах". Что касается экспонатов в других музеях, а также бронепоездов, установленных как памятник, то основные их части, и особенно броня, выполнены в наше время. В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ (Санкт-Петербург) представлено около пятидесяти макетов бронепоездов, выполненных ветераном войны Анатолием Диким.