Ханко — неприступный щит: как тяжелая артиллерия сдержала врага?
Лето 1941 года. Финский залив превращается в арену отчаянной битвы. На полуострове Ханко, где держит оборону героический гарнизон Красной армии, вступают в бой самые грозные орудия Советского Союза — сверхтяжелая железнодорожная артиллерия. Гигантские пушки, созданные из орудий погибших линкоров, рассекают небо огненными трассами и сковывают натиск врага. В условиях тотальной войны и смертельной угрозы Ленинграду эти монстры стали последней стеной на пути немецких и финских войск. Их история — это не только эпопея силы и инженерного гения, но и легенда о стойкости, мужестве и цене Победы.
1941 год. Полуостров Ханко на входе в Финский залив с первых дней Великой Отечественной войны становится важнейшим стратегическим пунктом Советского Союза. Позади — Ленинград. Впереди — вражеские силы Германии.
22 июня 1941 года фашисты приступают к выполнению плана наступления «Барбаросса. Военно-воздушные и военно-морские силы Германии стремительно атакуют советскую военно-морскую базу на Ханко. А уже 25 июня к боевым действиям против Красной армии присоединяются и войска Финляндии.Медлить нельзя — враг обрушил на Ханко всю свою мощь.
Но подготовка к этому моменту началась задолго до войны.
1940 год. Завершилась советско-финская война, и по условиям Московского мирного договора СССР получает в аренду часть полуострова Ханко сроком на 30 лет. Советское командование сразу принимает решение превратить Ханко в мощный оборонительный узел. Здесь создаются укрепления и размещается тяжелая артиллерия особой мощности.
В 1941-1945 годах к орудиям большой и особой мощности в СССР относились:
ТМ-1-180 — мобильная сила береговой обороны
180-мм железнодорожная артиллерийская установка, разработанная на базе морской пушки Б-1-П.
Работы над транспортером велись с начала 1930-х годов в Артиллерийском научно-исследовательском морском институте (АНИМИ), а изготовлением занимался Ленинградский металлический завод.
Конструкция позволяла вести круговой обстрел с любой точки пути, для маскировки применялись беспламенные заряды. Дальность стрельбы достигала 37 километров. У установки было восемь опорных ног для устойчивости.
К началу войны было выпущено 20 таких установок. В боях участвовали три отдельных железнодорожных батареи: 12-я, 18-я и 19-я. Они сражались при прорыве блокады Ленинграда, в Красносельско-Ропшинской операции, при ликвидации «Курляндского котла и штурме Кенигсберга.
ТМ-3-12 — сухопутный линкор
Настоящий гигант — сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская установка, созданная на базе корабельных орудий от затонувшего линкора «Императрица Мария. Проектирование началось в 1935 году в Ленинграде под руководством инженера Александра Дукельского. Три изготовленных экземпляра получили орудия калибром 305 мм и дальность стрельбы до 44 километров.
Транспортеры могли двигаться не только с помощью паровоза, но и самостоятельно на небольшие расстояния — благодаря встроенным электродвигателям в крайних тележках.Из трех установок сформировали 9-й отдельный артиллерийский дивизион, состоящий из пяти эшелонов: три боевых эшелона с ТМ-3-12, один эшелон ПВО и одна подвижная база.
Оборона Ханко
Тяжелая артиллерия сыграла решающую роль в обороне полуострова. Транспортеры не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, но и привлекли к себе значительные силы противника, ослабляя давление на Ленинград.
Оборона Ханко продолжалась 164 дня и завершилась 2 декабря 1941 года эвакуацией гарнизона. Более пяти месяцев героический гарнизон удерживал стратегически важный форпост, оказывая помощь войскам Ленинградского фронта. Приказ о выводе сил поступил от Верховного главнокомандования. Перед эвакуацией форты были подорваны, а тяжелая артиллерия намеренно выведена из строя. Потери при эвакуации составили 4987 человек.
Судьба орудий
Финская армия, получив в качестве трофеев подорванные установки, восстановила их, используя однотипные орудия от линкора «Император Александр III. После перемирия с Финляндией транспортеры были возвращены СССР, где их объединили в отдельную железнодорожную батарею №294, размещенную в Балтийске. На вооружении они оставались вплоть до 1961 года, после чего были законсервированы и отправлены на хранение в форт Красная Горка.
До наших дней сохранились все три установки ТМ-3-12:
- одна находится в Музее Победы на Поклонной горе в Москве,- вторая — в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге,- третья — в форте Красная Горка.
После войны, по мирному договору с Финляндией 1947 года, СССР официально отказался от аренды полуострова Ханко. Но история героической обороны полуострова и роль сверхтяжелой артиллерии в судьбе Ленинграда навсегда осталась в памяти.