Лесоповал: Финляндия предложила украинским беженцам самим добывать себе евро-пайку
На лесоповал будут отправлять украинских беженцев в Финляндии. Сначала, по желанию. Затем – не исключено, принудительно, учитывая, что большая часть граждан незалежной, перебравшихся в Страну тысячи озер, довольствуется там не слабыми местными пособиями и работать где-либо решительно не хотят. Нечего, мол, им прохлаждаться, когда у благодетелей не хватает рабочих рук.
Логика понятная: Суоми поддерживает прибывших морально и материально, лечит при необходимости по льготным ценам, а то и бесплатно. Ну, так пусть потрудятся теперь, вернут, как говорится, должок.
Финны уже и курсы для начинающих организовали. Они открыты в профильном колледже 10-тысячного городка Саариярви, расположенном между Тампере, Оулу и нашей Костомукшей, в трехстах километрах от Хельсинки.
Программу обучения украинцев запустили по инициативе лесопромышленных предприятий. Как не раз писала «СП», из-за антироссийских санкций, с разрывом деловых контактов с Россией, эта суперприбыльная для Суоми отрасль испытывает критический дефицит рабочих. Что привело к резкому сокращению финнами экспорта древесины и рост цен на неё в государствах ЕС. Обанкротились или еле-еле сводят концы с концами лесопильные заводы.
Но главное в этом «древесном» деле – работать практически некому. Разбежались местные лесорубы по странам и континентам. Как ни призывает их власть вернуться, игнорируют её призывы.
- Бегут все, кто может. Стараются подальше, за океан, где, кажется, пока ещё можно найти хорошую работу, - ответил на звонок «СП» Аапо Перту, экс-предприниматель из Кухмо, что в 70 км от российской Карелии. В этом городке еще недавно было порядка семи тысяч жителей. Сейчас, по словам Аапо, меньше половины. Сам он вложил в своё время накопления в приграничный туризм, благодаря которому, к слову, я с ним познакомилась в 2014 году, будучи в тех краях.
- Только наладил, было, контакты, принял несколько групп с вашей стороны, как вмешалась геополитика. И стал я банкротом, - вздыхает 60-летний Аапо.
«СП»: У вас в Кухмо, помнится, лесообработка процветала. Как сейчас?
- До недавнего времени и домостроительные предприятия были. Какие-то из них ещё пытаются держаться, но зарплаты упали, работников не хватает...
«СП»: Сколько платят сейчас вальщикам леса?
- Своим финским гражданам выходило ещё недавно в среднем до 7-10 тыс. евро в месяц. Мигрантам, конечно, меньше раза в три-четыре, они же не специалисты. Но жилье на сезон бесплатное.
Готовы ли украинцы к смене статуса? Местные чиновники полагают, что «загостились» беженцы, пора им возвращаться домой. Есть ведь территории у них в стране, где боевые действия не ведутся. Туда пусть и едут.
На сегодня в Суоми 27 тысяч беглецов из терзаемой бандерой Батькивщины. К слову, такие же настроения и в других концах европейского континента. «Погостили и будет», - всё чаще звучит в ЕС.
- Ничего удивительного или неожиданного в этом нет. Если в стране, в данном случае, Суоми, проблемы с рабочей силой, то те люди, которые пользуются там поддержкой этого государства, должны идти работать, – считает политолог Юрий Светов. — Это проблема не только финского государства.
В Германии, приглашая украинцев, рассчитывали, что они заполнят вакансии, и немцам не надо будет привозить мигрантов из арабских и африканских стран. А они тоже не хотя работать. Пользуются пособиями и живут - не тужат на эти деньги.
Финляндия не первый раз сталкивается с такой ситуацией. Помнится, в конце 1980-х по решению ЕС им прислали 5 тысяч сомалийцев. Представляете – из жаркого африканского климата - в северную страну, где они должны были адаптироваться, работать. А что они делали - получали пособия и ...отдыхали на уютных финских лавочках преимущественно у торговых центров. А, наотдыхавшись, стали уезжать домой. Немногие остались.
С украинскими гражданами аналогичная ситуация: они приехали, их расселили, выдают пособия, обхаживают. Ради них демонстративно враждуют с РФ. Зачем им работать?
«СП»: Если верить сообщению финской государственной телерадиокомпании Yle, группа украинцев уже начала обучение навыкам лесоруба в одном из профессиональных училищ. Целых 15 человек! А лесохозяйственным компаниям требуется от 12 до 14 тыс. новых работников.
- Вряд ли беженцы пойдут валить лес. Предпочтут скорее прятаться, чтобы их не депортировали. Не завидую финнам - экономическая ситуация у них очень трудная. Но сами виноваты.
СП: Финские лесопромышленники рассматривают возможность возобновления импорта российской древесины. Пойдут у нас им навстречу, как думаете?
- За минувшие три года мы успешно переориентировали каналы сбыта древесины. Значительно увеличили экспорт. А также использование её для самих себя. Зачем же поддерживать нам эту неблагодарную страну? Россия, а до этого СССР, и так многое сделали для неё, причем, в ущерб себе. А что получили в благодарность?..
Мы рассчитывали на кооперацию с ними. Они же в одночасье разорвали связи, на выстраивание которых ушло немало времени и сил. Конечно, мы немало из-за этого потеряли.
Цена на бумагу, например, резко выросла. Но в кратчайшие сроки сумели выстроить новые. У нас создана сейчас и уже действует комиссия при премьере Мишустине, которая в каждом конкретном случае будет решать – выгодно нам то или иное предложение или нет.
«СП»: Если украинских беженцев будут все-таки депортировать...
— Это не наши проблемы. Они сами решали свою судьбу, выбирая Зеленского своим президентом. И потом, после начала СВО, когда перебирались в ЕС, тоже поддерживали. Зачем нам за них переживать?
России давно надо отказаться от прежнего советского представления, что все трудящие мира – наши верные друзья. И перестать за них радеть. Больше надо заботится о своих гражданах.