На выставке в МАММ можно увидеть малоизвестные фото Великой Отечественной войны

Война чертовски нефотогеничная особа. Если она выглядит фотогенично, эффектно, как в голливудском фильме, то, скорей всего, это кадр из фильма и есть. Исключения, конечно, существуют, но их можно пересчитать по пальцам. Среди них, наверное, самый знаменитый фотоснимок Роберта Капы "Смерть республиканца". Или не менее страшный снимок Анатолия Гаранина 1942 года "Смерть солдата". Описывать ее можно лишь словами солдата, который еще жив: "Мне кажется, что я магнит, / что я притягиваю мины. / Разрыв - и лейтенант хрипит. / И смерть опять проходит мимо".

На выставке в МАММ можно увидеть малоизвестные фото Великой Отечественной войны
© Российская Газета

Снимок Роберта Капы обошел весь мир. Фотография Анатолия Гаранина становится классикой военного фоторепортажа на наших глазах. Сеимок середины ХХ века, в отличие от телевизионщиков другой эры, не смаковала подробности "смерти в прямом эфире". Хотя бы потому, что она должна была не ужасать, а мобилизовывать. Фотокорреспондент на фронте не мог снимать разорванные взрывом тела, трупы расстрелянных горожан и старух, причитающих, воющих над телом мужа или сына. Точнее, мог. Но тогда ему нужно было быть готовым подождать немножко. Лет эдак двадцать.

Именно через столько лет фотографию Дмитрия Бальтерманца "Горе" впервые увидели зрители. Дмитрий Бальтерманц снял его в 1942 году после освобождения Керчи. Тогда в Багеровском рву в Керчи были найдены расстрелянные немцами при отступлении горожане. Семь тысяч мирных жителей. В январе 1942-го оставшиеся в живых бродили среди присыпанных снежком тел, ища родных. На этих снимках проступал древний ужас горя, смерти, войны - редкие живые, бредущие среди тысяч полегших навсегда.

Нет, бабушки в платочках, склонившиеся над убитыми, ничем не походили на Антигону, хоронившую братьев вопреки запрету античного тирана. Скорее, деревенские плакальщицы вспоминались. Но ни античная трагедия, ни похоронный плач были ни к чему в газете. Война - горе-горькое. Какая же это новость? К тому же, как Дмитрий Бальтерманц объяснял, "в газету шли другие конкретные фотографии, действия какой-то части, какое-то наступление, портреты бойцов, командиров; эти же снимки, в которых был образ, которые несли в себе состояние войны и которые сегодня представляют художественную ценность, обрели жизнь только после Победы".

Большая выставка в Мультимедиа Арт Музее Москвы "Свидетельства войны. 1941-1945. Новые поступления в коллекцию МАММ" как раз об этом. О том, как фотография становится документальным свидетельством, документ - медийным образом, который тиражируется в газетах, на плакатах, в фильмах. И как медийный образ обретает художественную ценность, входит в частные и музейные коллекции.

В собрании МАММ уже сейчас почти восемь тысяч фотографий, сделанных военными корреспондентами во время Великой Отечественной войны. Коллекция эта продолжает пополняться. Нынешняя выставка делает зримой скрытую жизнь фотографии - в газете, где без ретуши или монтажа редко было можно обойтись, и в музее, где снимок вступает в диалог с огромным пластом документальной военной фотографии.

И ретушь, и фотомонтаж в работе бильд-редакторов в 1940-е годы были не прихотью эстетов, а частью технологии. Музей показывает эту технологическую цепочку от А до Я. Скажем, на примере знаменитого снимка фонтана с танцующими вокруг поверженного дракона детьми на фоне руин Сталинградской битвы. Снимок этот Эммануил Евзерихин сделал в Сталинграде 23 августа 1943 года. Дракон, конечно, смахивает на крокодила. А танцующие девочки не наяды, и не спасенные святым Георгием принцессы, а пионерки в галстуках. Но если не считать этих мелочей, перед нами идеальный образ выстоявшего города. Тем не менее, Евзерихин там же, на фронте, печатает снимки стоящих вдоль улицы домов. Точнее, того, что от них осталось. Склеивает фотографии, превращая документальный снимок в жанр ведуты, популярный особенно в XVIII веке. Площадь, руины, фонтан, скульптуры детей разворачиваются, словно эпический вид Рима. Фотограф явно вписывает этот вид, снятый 23 августа 1943 года, не в газетный репортаж - в вечность. Эта длинная склеенная автором панорама города после битвы - из самых впечатляющих новых приобретений МАММ.

На этой выставке первоначальные кадры военных корреспондентов можно увидеть рядом с номерами газет, где эти снимки были напечатаны. И тут же - редчайшие фотографии из редакционных архивов, со следами ретуши, подчеркивавшей черты лица, тени или акцентировавшей облака. История фотографии открывается постепенно как история медиа ХХ века, которую музей вписывает в историю страны.

Кстати

7 мая в кинозале МАММ можно посмотреть фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" на большом экране. Начало в 19.00.

С 8 по 11 мая МАММ проводит тематические экскурсии по всем выставкам. Начало в 15.00 и 17.00. Цена билета на экскурсию - 400 руб.

К 9 мая МАММ выпустит онлайн-проект о женщинах и детях во время Великой Отечественной войны. Увидеть его можно будет на сайте музея.