"РГ" нашла уникальные документы о героях Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны 53 сотрудника Мосгорфинуправления, в том числе и семь женщин, отправились на фронт. Как минимум 14 из них погибли или пропали без вести. Проследить судьбы каждого оказалось непростой задачей: документы отдела кадров сгорели во время одной из бомбежек Москвы. Вместе с департаментом финансов Москвы корреспонденты "РГ" нашли уникальные материалы, рассказывающие о судьбах и подвигах московских финансистов - участников войны.

"РГ" нашла уникальные документы о героях Великой Отечественной войны
© Российская Газета

Фотография в подарок

В архиве Мосгорфинуправления чудом сохранилась фотокарточка с портретом молодой девушки в военной форме и подписью на оборотной стороне: "Мусе от Кнопки. Зоя. 12.11.1942 г." Удалось установить, что фото принадлежит Зое Смирновой - секретарю Мосгорфинуправления. Дальнейшие поиски показали, что в феврале 1942 года 17-летняя девушка записалась добровольцем в отдельный батальон противовоздушной обороны Красногвардейского района. 12 ноября 1942 года, видимо, перед уходом на фронт, Зоя Смирнова подарила свою фотографию подруге.

В 1943 году девушка служила в Смоленской области старшей телефонисткой в 426-й отдельной роте связи при наблюдательном пункте командира 222-й стрелковой дивизии. 9 августа под деревней Юдино немецкие войска пытались перейти в контрнаступление. Для успешного противостояния противнику требовалась непрерывная координация действия войск на разных участках линии фронта. Храбрая Кнопка несколько раз под сильным минометным огнем успешно устраняла повреждение кабельной линии связи.

14 августа девушка была представлена к ордену Красной Звезды. Спустя 13 дней, в очередном бою Зоя Смирнова получила тяжелое ранение и на следующий день, 28 августа 1943 года, скончалась в госпитале. Орденом Отечественной войны II степени сержанта Зою Смирнову наградили уже посмертно.

Истории других женщин-фронтовичек не менее интересны. Старшая машинистка Мосгорфинуправления Мария Ивлиева ушла на фронт вольнонаемной в возрасте 42 лет. Всю войну она прослужила делопроизводителем в финансовом отделе 70-й армии, работала в том числе и с секретной документацией. За безупречное несение службы была награждена медалью "За боевые заслуги".

Рита Тимакова - секретарь отдела госдоходов Мосгорфинуправления - в 19 лет также добровольно ушла на фронт в 1942 году и стала шофером. Мужественная девушка во время сражений подвозила боеприпасы прямо на передовую. Позднее, по имеющимся сведениям, перешла на службу в фронтовую агитбригаду. В 1945 году гвардии сержант Маргарита Сергеевна Тимакова получила медаль "За боевые заслуги".

Среди ветеранов Мосгорфинуправления есть и герои, которые своим самоотверженным трудом приближали Победу, неся службу за линией фронта. По статистике почти каждый третий московский финансист - участник войны - служил в сфере финансового и материального обеспечения армии.

Борис Виноградов (1910 - 1986 гг.) на фронте стал начальником финчасти, потом помощником командира полка по снабжению. Закончил войну в звании капитана интендантской службы.

Иван Колосов - гвардии интендант 3-го ранга - в 1943 году был удостоен медали "За боевые заслуги" за то, что во время тяжелых сражений организовал бесперебойный подвоз питания на передовую. Несмотря на распутицу, солдаты ни разу не остались без горячего супа и каши.

Используя свои знания, московские финансисты - участники Великой Отечественной войны - смогли внести значительный вклад в осуществление финансовой и хозяйственной деятельности в условиях боевых действий. Впоследствии этот опыт пригодился, когда в кратчайшие сроки потребовалось обеспечить восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

"Сложить оружие! Идут советские танки!"

Сержант Иван Курощепов, проработавший после увольнения из армии в Мосгорфинуправлении 26 лет, в военные годы был награжден орденом Славы III степени за подвиг у деревни Роуднице, который ему помог совершить чешский рабочий Александр Галлер.

Чех пережил 6 лет немецкой оккупации. Когда в начале мая 1945 года началось беспорядочное бегство фашистов из страны, ему удалось уцелеть во всеобщей неразберихе и даже со своими товарищами захватить оружейный склад.

Утром 8 мая 1945 года к его посту подъехал мотоцикл с двумя красноармейцами и пулеметом: разведчики Красной Армии прорывались к Праге, но дорога была запружена беженцами и отступающими немецкими частями, поэтому требовалось найти обходной путь. Александр Галлер вызвался помочь советским солдатам и согласился их сопровождать. Показав короткий путь к шоссе, ведущему к столице, чех мог бы сойти, но принял решение остаться с красноармейцами.

У деревни Роуднице мотоцикл заглох, красноармейцы оттащили машину в кювет и занялись починкой двигателя. Вокруг собрались жители деревни. Александр Галлер сказал им, что это Красная Армия. Жители радостно заулыбались, но улыбки через секунду сменились выражением ужаса: из-за поворота шоссе показалась фашистская колонна. Бежать было бессмысленно, и Галлер подумал, что русские сейчас начнут отстреливаться из кювета, завязав заведомо неравный бой.

Однако сержант быстро вытащил свой автомат и вышел на середину шоссе. "Немецкий знаешь?", - спросил он у Галлера. Александр в ответ кивнул. "Тогда пошли со мной", - сказал он. Они двинулись навстречу колонне.

"Сложить оружие, - закричал сержант. - Идут советские танки! Красная Армия обещает сохранить всем жизни!" Чех переводил. К его удивлению, немецкие солдаты головного дозора колонны, немного помедлив, бросили винтовки в стороны и подняли руки. "Неужели поверили?", - подумал Галлер. Необходимо было быстро закрепить успех, не дать противнику опомниться, и неожиданно для самого себя Александр Галлер побежал вдоль колонны с криком: "Капитуляция!" В кювет летели винтовки, автоматы, ножи.

Когда почти вся колонна разоружилась, на дороге показались не советские танки, а "виллисы" разведроты, которая догнала своих мотоциклистов. Фашисты поняли обман, но уже было поздно: после непродолжительного боя противник сдался в плен.

После Победы Александр Галлер мечтал разыскать того разведчика. Он знал только то, что зовут его Иван, и фамилия тоже русская с шипящими звуками. Искать пришлось долго, Галлер не раз думал, что его товарищу могла и изменить солдатская удача: ведь кто-то погибал и после окончания войны.

Только спустя 16 лет, в 1961 году, благодаря Комитету Красного Креста СССР Александр вышел на след героя. Им оказался 38-летний подполковник Иван Николаевич Курощепов, который на тот момент возглавлял финансовое отделение в Управлении ВВС Московского военного округа, а позднее работал в Мосгорфинуправлении.