На службе Гитлеру: тайная история BMW, Volkswagen и Аudi
Устоявшийся образ части европейских брендов создавался без учета темной страницы их истории — сотрудничества с нацистской Германией. Автопроизводители BMW, Volkswagen, Аudi, электротехнические гиганты Siemens, Bosch, лидеры химической промышленности IG Farben (его частью являлся Bayer) и косметической L'Oréal извлекали выгоду из военных усилий Третьего рейха. Часто прибыль имела человеческое измерение. К 1944 году треть рабочей силы в Германии состояла из узников лагерей. Их распределяли между концернами, бравшимися выполнять госзаказ, и принуждали работать вместо немцев, отправленных на фронт. Случалось и хуже: знаменитые во всем мире компании сдавали в аренду пленников друг другу за деньги.
Капитал-социализм
Крупные немецкие предприниматели Густав Крупп и Фриц Тиссен приступили к финансированию Гитлера еще до прихода нацистов к власти в 1933 году. Оба миллиардера видели в коричневых штурмовиках фюрера ответ на то, что считали красной угрозой. Неудивительно, что во времена рейха оба концерна упрочили свое положение. В наши дни они, кстати, объединились:ThyssenKrupp AG — один из крупнейших игроков на сталелитейном рынке Европы.
Начав войну, Гитлер раздвинул горизонты для германского бизнеса, чем охотно воспользовался Deutsche Bank. Следуя за вермахтом, его клерки брали на себя управление кредитными учреждениями покоренных Австрии, Чехословакии, Югославии и Польши. "Банкирам Гитлера" досталась добыча и внутри страны: конфискованное у евреев золото. Тут же его пустили в оборот — в годы войны за счет этих средств выдавались кредиты, в том числе на строительство дочерних лагерей в системе Аушвица.
В 1942 году Гитлер принял решение о переводе всей экономики Третьего рейха на военные рельсы. Это означало, что даже для тех компаний, что пробовали держаться в стороне, настало время работы на государство. В качестве ответного жеста фюрер стал снабжать своих промышленников заключенными. В годы войны компания Daimler-Benz (ее наследник — Mercedes-Benz) "нанимала" 40 тыс. узников лагерей, Volkswagen — 12 тыс., а BMW — более 35 тыс. Это важно потому, что в общих цифрах подневольные труженики составляли две трети от персонала последней. В Аudi тот же показатель составлял "всего" одну пятую, но зато высока была смертность. 4 500 вынужденных работников автогиганта скончались от невыносимых условий труда, не дождавшись падения нацизма.
Нацизм в "Красках"
Одна из устрашающих страниц истории Второй мировой напрямую связана с немецким бизнесом. Вслед за Нюрнбергским процессом 1945–1946 годов последовал суд над корпорацией IG Farben ("Краски"), оказывавшей особые услуги Гитлеру. Этот возникший в 1920-е конгломерат из трех флагманских фирм лидировал в химической промышленности рейха, поэтому получил от нацистов заказ на изготовление газа для расправ над узниками — "Циклона Б". Одна из компаний, входивших в IG Farben, известна до сих пор — это фармацевтический гигант Bayer.
Нить преступлений связывает распущенную в 1952 году IG Farben с Deutsche Bank, дававшим взаймы… на проведение опытов. Топ-менеджер Фриц тер Меер курировал фабрику в лагере Моновиц (Аушвиц-3), где тянули лямку подневольного труда 25 тыс. заключенных. Там же проводились медицинские эксперименты, притом преимущественно на женщинах. Фармацевтов Гитлера интересовала эффективность лекарств против туберкулеза и дифтерии, которыми узницы зачастую и не болели. В этих случаях их заражали инфекцией намеренно.
Осужденный на семь лет тер Меер вышел на свободу досрочно в 1950 году с формулировкой "за хорошее поведение". Его профессиональная карьера продолжилась в системе Bayer, также получившей "свободу" после роспуска конгломерата IG Farben. В 1999 году на Bayer подали в суд: всплыли сведения, что химический гигант эпохи нацизма проникся таким интересом к опытам над людьми, что давал нацистским чиновникам взятки за дополнительный доступ к узникам. Добиться компенсации, правда, не удалось. Bayer отказывается признавать какую-либо преемственность к упраздненной IG Farben. В 2003 году на компанию снова подали иск, но и на этот раз без результата.
Шкаф и кости
Чем дальше по времени Третий рейх, тем тяжелее рассчитывать на финансовое возмещение в счет доходов, извлекавшихся в его эпоху. Тем более что их получателями могли быть не только компании, но и отдельные лица, а те уже успели скончаться. Возможностями маневра после войны сполна воспользовалась династия Квандтов (семейный капитал — €48 млрд), в наши дни крупнейшие акционеры BMW. Но только во время войны они делали деньги совсем на другом товаре — батареях.
Как и почти все привлеченные к оборонзаказу, заводы Квандтов охотно эксплуатировали принудительный труд. Правда, не каждый промышленник заходил так далеко, как старый Гюнтер или его сын Герберт Квандт. Подобно боссам IG Farben, они присваивали себе заводы повсюду в Европе, а вырученные средства пускали в дело — на них построили дочерний концлагерь в оккупированной Польше.
Как и тер Меер, Квандт-старший в 1946 году мог оказаться на скамье подсудимых, но на выручку ему пришла семейная коллизия. В 1930-е супруга предпринимателя ушла к Йозефу Геббельсу, так что, когда все обрушилось, капитан нацистского бизнеса смог оправдать свои действия нажимом со стороны наци-бонзы и в обстановке, когда судить требовалось слишком многих, избежал наказания. Бенджамин Ференц, американский представитель на Малых Нюрнбергских процессах, впоследствии называл это ошибкой. Будь все факты установлены сразу, говорил он, Гюнтера Квандта, конечно, отдали бы под трибунал. На деле же тот остался не только на свободе, но и с деньгами, которые впоследствии были вложены с большой выгодой. Как и средства компании L'Oréal, доходы основателя которой Эжена Шуллера — он поставлял краску германскому флоту — с 1940 по 1943 год увеличились ни много ни мало в 10 раз.
Пластика свастики
В 2000 году миллиардеру и основателю IKEA Ингвару Кампраду задали коварный вопрос: почему вы скрывали от общественности свои давние связи с нацистами? Предприниматель ответил прямо, как обрубил: "Все просто. Да я боялся, что будет нанесен урон моему бизнесу". Наследники крупных состояний в Европе, восходящих к эпохе Третьего рейха, похоже, на одной волне с Кампрадом: своих шкафов со скелетами предпочитают не касаться и, вероятно, ждут, когда пыл расследователей начнет угасать сам собой.
Время от времени, впрочем, владельцам проблемных состояний приходится вести арьергардные бои. В 2007-м, к примеру, в немецкой прессе вышла разоблачительная статья о нацистском прошлом Квандтов. Сразу за публикацией нынешнее поколение династии Штефан Квандт (состояние — €23 млрд) и его сестра Сусанна (€25 млрд) объявили о намерении финансировать за свой счет расследование преступлений предков. Когда буря улеглась, обнаружилось — мало что изменилось. В честь Гюнтера Квандта по-прежнему присуждается престижная премия, вручением которой ведает его внук Штефан.
Это не значит, что германский бизнес не перечислил буквально ни пфеннинга за все злодеяния, совершенные в эпоху Гитлера. Платежные ведомости на месте, но вот только они по-германски скупы: Volkswagen — €12 млн, Daimler-Benz — также €12 млн, иные и вовсе ничего. Компенсирует ли это миллионы человеко-часов, сотни тысяч исковерканных и тысячи загубленных жизней — вопрос, конечно, риторический.