Подвиг народа. Этот день мы приближали как могли

Москва шла к Победе 9 мая 1945-го не только те 1418 дней и ночей, что длилась самая страшная в истории страны война. Это была Победа духа, оружия и экономики СССР, которая создавалась в предшествующие годы.

Подвиг народа. Этот день мы приближали как могли
© Вечерняя Москва

В истории мировой экономики занимает особое место изучение советской промышленности в годы Великой Отечественной войны и ее роли в Победе СССР над Германией, — говорит «ВМ» заведующий научно-методическим отделом Музея Победы академик Валерий Куличков. — Когда можно победить? Когда в стране налажено конструирование и производство вооружения и военной техники, в том числе проведение необходимых заводских испытаний. Не надо забывать, что многие виды вооружений впервые появились в ХХ веке. Если морская пехота и грузовые суда были известны человечеству со времен Древнего Египта, то первый самолет — это всего лишь 1903 год.

Как же удалось в совсем молодом Советском Союзе подчас с нуля создавать конструкторские бюро, организовывать крупносерийное производство, а в годы войны даже повышать производственные планы для предприятий? Например, в 1941-м, когда Москва оказалась на осадном положении и надо было эвакуировать промышленность, чтобы ее сохранить. При этом московские заводы выпускали не только вооружение, но и все необходимое для жизни — одежду, лекарства, продукты питания.

Все пути ведут в Москву

К началу Великой Отечественной войны Москва являлась не только политическим, но и научным и промышленным центром Советского Союза. Индустриализация уже к 1937 году вывела страну на второе место в мире по объемам промпроизводства. За три неполных пятилетки, с 1928 по 1941 годы, в разных частях СССР были построены металлургические, тракторные, нефтеперерабатывающие заводы, создавались целые новые отрасли (химическая, электротехническая и пр.), заработала крупнейшая гидроэлектростанция Европы.

В Москве к 1941 году насчитывалось две тысячи предприятий. Из них порядка 500 заводов и фабрик относились к разряду крупных, были и такие гиганты, где работали десятки тысяч человек.

Бурному развитию столицы способствовал ряд обстоятельств, прежде всего советская Москва — крупнейший город СССР и «порт пяти морей» благодаря новым каналам.

— Москва оказалась тем, как сейчас говорят, логистическим центром, который позволял перебрасывать огромное количество грузов как по железной дороге, так и по речным артериям. Это было удобно в условиях индустриализации, — отмечает Валерий Куличков. — Через Москву доставляли даже подводные лодки на Балтику, Каспий и на Север.

Однако задачи сконцентрировать в столице все отрасли не было. Так, еще до войны главные центры по производству бронетехники сложились в Сталинграде, Нижнем Тагиле и других городах. Морское судостроение располагалось, в частности, в Ленинграде (хотя в Москве строили речные суда, а московские баржи сослужили огромную службу в эвакуации людей и предприятий в 1941-м — это отдельная страница героизма экипажей, которые под покровом ночи шли по извилистым руслам рек).

Зато среди первых в Москве начали возводить станкостроительные предприятия. Почему? «Производство средств производства» — то, без чего не сможет работать ни один завод или фабрика.

Другим важнейшим направлением стало проектирование и строительство авиации в столице. Сами авиазаводы, как уточняет эксперт, были в основном не новые.

Например, известный завод «Дукс», изготавливавший сначала велосипеды, потом автомобили, был основан еще в 1893 году, и самолеты тоже начал выпускать до революции. Но одно дело — собирать из деревянного полотна «этажерки», как на заре авиации называли аэропланы, совсем другое — цельнометаллические летающие машины. Поэтому, поясняет Куличков, для авиаотрасли надо было создавать новые цеха, конструкторские бюро. И Москва в этом преуспела. (Подробнее см. стр. II–III.)

В 1941 году фашисты, ставившие задачей взять под контроль советские ресурсы на Украине и на Кавказе, особое место отвели захвату Москвы.

Мобилизация экономики

Как спасать предприятия и переводить на выпуск продукции для фронта в случае военных действий — все это страны учитывали еще в мирное время, в разработке мобилизационных планов экономики. И СССР не был исключением (на предприятиях внедрялись технологии двойного назначения, для организаций военно-промышленного комплекса вводились обязательные запасы материалов и оборудования и др.). Ведь после Первой мировой войны противоречия между государствами нарастали.

— Другое дело, что трагическое начало Великой Отечественной войны превзошло масштабы предполагаемых угроз, — говорит «Вечерней Москве» Валерий Куличков. — Через несколько дней после начала войны было принято постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Сначала эвакуация затронула западные регионы СССР, вывозили целые заводы с людьми. Объемы — колоссальные: за год на Урал, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было переброшено 2,5 тысячи промышленных предприятий и 10 миллионов специалистов. Для этого потребовалось 1,5 миллиона железнодорожных вагонов.

На развертывание производств на новых местах отводилось в среднем 1,5–2 месяца. В Москве на второй день войны, 23 июня 1941 года, был взят курс на перевод всех предприятий города на военный режим. Задания по выпуску военной продукции получили в том числе фабрики легкой и пищевой промышленности. «Парижская Коммуна» шила кирзовые сапоги, Гознак печатал продуктовые карточки и наградные документы…

Ситуация осложнялась тем, что только за первые три дня Великой Отечественной со столичных предприятий ушли на фронт свыше 71 тысячи человек. А всего — 600 тысяч мужчин. Мужей и отцов в заводских цехах заменили их жены и дети. Новичкам, многие из которых не имели никакой квалификации, приходилось буквально на рабочем месте осваивать профессии. Тем не менее производственные планы, поначалу казавшиеся некоторым нереальными, не просто выполнялись, а регулярно перевыполнялись. Рационализаторские предложения, испытание и внедрение в производство новых технологий, в том числе организация поточных линий позволили совершить технологический рывок в советской промышленности в военное время.

Однако большая часть столичных предприятий — полторы тысячи — в период Битвы за Москву еще оставалась в городе, уточняет историк. Перемещено в восточные районы страны было только 498 предприятий.

А уже в 1942 году, когда стало ясно, что немцев отогнали, начали возвращаться уехавшие заводы.

В годы войны именно московские предприятия стали одними из главных поставщиков боеприпасов для фронта: заводские линии обустраивали даже в метро и в депо. Также столица сыграла ведущую роль в ремонте и выпуске автотехники, разработке военной авиации и других средств противовоздушной обороны (ПВО).

— Хлынувший в начале войны на фронт поток работников стал испытанием для экономики, — говорит заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков. — Даже некоторые серьезные ученые оказались на линии фронта. Неслучайно таких людей потом стали возвращать. В частности, молодого физика-ядерщика Георгия Флерова, будущего лауреата Сталинских, Ленинской и госпремий, в 1943-м включили в работу над советским атомным проектом под научным руководством Игоря Васильевича Курчатова. Благодаря запуску этого проекта во время войны СССР смог испытать ядерное оружие уже в 1949-м и пресечь ядерный шантаж Запада. Базой для развития атомного проекта стали также и московские предприятия.

В ТЕМУ

— Нельзя было победить, если бы Советский Союз не превзошел бы немцев в качестве военной техники и в ее количестве, — резюмирует заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков. — Советская экономика справилась с этими задачами, несмотря на то что ей противостояла объединенная западная экономика. Фашистская Германия имела под контролем практически всю Западную Европу с ее заводами и людскими ресурсами, кроме Британии. На Гитлера работали австрийцы, поляки, чехи, словаки и прочие, прочие, прочие (мало кто знает, что часть танковых дивизий, наступавших на Москву в ходе операции «Тайфун», были полностью укомплектованы чешскими танками). Французы сотнями тысяч делали для немцев автомобили, тысячи орудий, корабли и катера... Вроде бы нейтральная Швеция поставляла Гитлеру все, что только могла, включая железную руду.

И все-таки мы выстояли. На врага обрушились миллионы тонн советских снарядов, десятки тысячи боевых самолетов, танков, самоходных артиллерийских установок. Как написали в газете «Красная Башкирия» незадолго до 9 мая 1945 года: никогда не победят тот народ, в котором люди в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают дело, победа которого «им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда». Москва внесла свой вклад в экономическую победу страны: НИИ и КБ обеспечили научно-технологический прорыв, вузы и училища подготовили надежные кадры. Даже эвакуация заводов дала импульс для послевоенного развития новых отраслей на Урале, в Поволжье и др.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Вражеская авиация регулярно наносила удары по производственным объектам в Москве. Рабочие маскировали предприятия, строили отвлекающие фальш-макеты. За первые полгода войны фашисты смогли серьезно разрушить свыше 20 заводов, но рабочий процесс не прекращался.После решения 14 октября 1941 года об эвакуации на восток всех оборонных заводов Москвы и области почти два месяца из города непрерывным потоком шли эшелоны: вывозили станки, сырье, сотрудников с семьями.Предприятия, не попавшие в план эвакуации, должны были взять на себя выпуск новой военной продукции (бомб, мин, боеприпасов) и восполнить возникшие пробелы. К зиме 1941-го производственные планы московских заводов выросли вдвое.В годы войны трудовые смены на московских заводах длились по 12–18 часов, многим работникам не было и 14 лет. Дети трудились наравне со взрослыми, в разы перевыполняли план, прерываясь только на еду и сон, ночевали нередко прямо в цехах. Помимо вахты у станка рабочие выезжали рыть окопы и противотанковые рвы под Москвой, трудились на лесозаготовках, гасили зажигательные бомбы на постах ПВО, дежурили в госпиталях и записывались в ряды доноров, отдавали часть заработка в Фонд обороны Красной армии.После провала плана «молниеносной войны» отброшенный от Москвы враг в панике бросал бронетехнику на поле боя. Танки и самоходки передали на столичные заводы. Там их модернизировали и вернули на фронт — бить немцев.