Молодое вино, или Немного о современной драматургии

Но во многом время острых экспериментов в драматургии прошло, такие темы уже не интересуют драматургов. Так о чём сегодня пишут? Сегодня, как и всегда, драматургия, прежде всего реагирует на исторические процессы, процессы в обществе, технологические перемены, на всё, что происходит с людьми. Ускоренное время, наличие гаджетов и доступность любой информации в любую секунду, безусловно, влияют на драматургию. Во многих пьесах, например, появляются сцены чат-общения, блогеры и стримеры, вся интернет-атрибутика. Но какую бы причудливую форму ни принимали пьесы, всегда остается главное – драматургия занимается прежде всего исследованием человека и отражает интересы современного общества. Артем Малахов. Фото: страница автора ВКонтакте. Как понять, что пьеса современная? На сегодняшний день даже пьесы 1990-х годов – это уже не современность, если считать по историческим периодам. Мы уже находимся в каком-то другом пространстве, появилось поколение людей, родившихся в 2000 году, они выросли, закончили вузы, уже создают семьи, рожают детей. Современная драматургия – это поток не отобранных временем высказываний. Кто-то из писателей сказал, что для того, чтобы верно оценить произошедшее событие, нужно посмотреть на него через 50 лет. Сиюминутный взгляд всегда будет грешить личным отношением. Но у драматургии нет возможности "полежать в столе", она не роман или повесть, чтобы ее оценили через десятилетия. Пьеса должна ставиться только через сцену; тогда она получает статус шедевра. Кто может сказать наверняка, знали бы мы Чехова-драматурга, если бы не Немирович-Данченко и удача в МХТ? Режиссёры стараются искать драматургов, читают тонны современных драматургических произведений, потому что по-настоящему новая пьеса – это новый театр. Мы не знаем, что из бурного сегодняшнего разнообразия в сборниках и на конкурсах будет интересно спустя годы. Но это отражение сегодняшнего дня, живое и трепещущее. Пускай количество чрезмерно. Похоже на то, как в одной фантастической книге все стали писателями, и скоро нужны будут профессиональные читатели, чтобы никому не было обидно. Разница между классикой и современной драматургией похожа на разницу между старым выдержанным вином и только что приготовленным молодым. И у того, и у другого есть свои преимущества. Молодое вино еще сохранило немного брожения, оно легче, оно незрело, но бывает удивительно вкусным, неожиданным, свежим. Старое вино устоялось, оно гарантированно хорошего качества. Олжас Жанайдаров. Фото: Глобус - Новосибирский академический молодежный театр. Не претендуя на полную картину и на научность, озвучу свои размышления о тенденциях в современной драматургии: - Разрастание профессиональных школ Помимо знаковых и зарекомендовавших себя Литературного института им. Горького, ВГИКа, Санкт-Петербургского института кино и телевидения и других государственных высших учебных заведений со сложившейся системой преподавания, есть также мастера-драматурги, которые преподают в институтах и создают целые направления: Николай Владимирович Коляда и "Уральская школа драматургии"; Олжас Жанайдаров в Школе Райкина; Наталья Степановна Скороход в РГСИ. Наталья Скороход. Фото: кадр из интервью на странице Театра на Литейном ВКонтакте Таким образом, растет количество практикующих писателей, которые более или менее вовлечены в театральное дело. Я бы сказала, что, благодаря всем вышеперечисленным педагогам, быть драматургом становится модно, и это мне кажется прекрасной тенденцией. Растет количество интеллигентных и образованных людей, понимающих законы драматургии и законы театра. Зачастую, когда драматург создает школу, он передает своим ученикам собственные принципы написания пьесы, таким образом можно отличить представителей школ, это не всегда можно отнести к положительным тенденциям, но тем не менее. Похоже, появление и разрастание различных школ – это одна из тенденций, которая себя активнее проявит в будущем. Николай Коляда. Фото: страница автора в соцсетях - Дилетантизм Отрицательные проявления популяризации, установка на доступность любого дела, его десакрализация приводит к размыванию границ "профессионально-непрофессионально". Множество заманчивых ярких обложек обещают научить писать кассовые сценарии и пьесы. Якобы если ты эту книгу прочитал – ты всё знаешь. Все могут всё, все во всём разбираются и способны творить на одном уровне с профессионалами. Множество учебников по сценарному делу и по искусству драматургии, обилие тренингов, вебинаров, онлайн-курсов, ютуб каналов убеждают людей в том, что заниматься литературной работой не так уж сложно, а писать сценарии и пьесы может каждый. Кажется, что если ты просто захочешь – ты сможешь создавать пьесы, которые будут идти по всей России, и жить на авторские отчисления. С такой мотивацией в драматургию приходит поток дилетантов, которые совершают свои первые, более или менее удачные опыты. Кому-то удается стать профессионалом, а кто-то так и остается дилетантом. - Психотерапевтическая пьеса Поскольку драматургия остро реагирует на современность, она, как губка, вбирает в себя новые веяния. Сейчас модно ходить к психотерапевтам, разбираться в психологии. Опять же, громадное количество специалистов популяризируют свою деятельность. Таким образом, популярная психология и ее система представлений проникает и в драматургию. Во-первых (и это легко найти в практически каждой современной книге по драматургии), пьесы нужно писать из своей "боли", из "страха" и различных психологических проблем. Во-вторых – в пьесах получают выражение идеи из популярной психологии. Они не всегда адекватно поняты, да и к популярной психологии тоже вопросов много. Но, тем не менее, сейчас многие драматурги пишут про то, что нужно сперва полюбить себя, для того, чтобы полюбить мир. Нужно выходить из токсичных отношений, и так далее, и тому подобное. Дмитрий Богославский. Фото: страница автора ВКонтакте - Рефлексия Пьеса – это реакция на события в окружающей драматурга действительности. Он не знает, как справиться с неким событием в жизни, и пишет пьесу. Сейчас происходит много глобальных перемен – и появляется множество таких пьес. Например, пьеса Дмитрия Богославского "Катапульта", которую он сам поставил в театре ЦДР. Это долгое размышление о себе самом, своем месте в мире, своеобразный дневник, признание своей беспомощности и своего бессилья. - Отсутствие сильного героя Современной драматургии часто не интересен сильный человек. Она выбирает своим героем неудачника. Вот лишь несколько примеров из пьес: Алексей Житковский. Фото: kino-teatr.ru Мария Михелева, "Дилемма Дикобразов" – двое молодых людей на грани развода; Людмила Ковалева, "Вещи" – женщина 35 лет в состоянии утраты; Ксения Садовски, "Suprema" – классический неудачник, потерявший работу; Ринат Ташимов, "Свободное падение" – инвалид; Ульяна Петрова, "Никто, совершенно никто" – девушка 21 года, не пережившая подростковый кризис; Алексей Житковский, "Железный всадник" – мужчина, сбегающий на тренировку от реальности; Петр Вяткин, "Одноместная канава" – главный герой всю пьесу лежит в канаве. Петр Вяткин. Фото: страница автора ВКонтакте. - Абсурдизм Это, как мне кажется, то поле, где растут открытия. Жанр абсурда не дает упасть ни в одну из вышеуказанных крайностей. Он ироничен и метафоричен изначально. Это может быть злая ирония, как в пьесе Дмитрия Данилова "Человек из Подольска", может быть и добрая, как во многих детских пьесах, например, в "Улитках" Юлии Савиковской. Юлия Савиковская. Фото из личного архива. - Пьесы о героях Помимо государственного заказа на пьесы о героях, есть еще общественный запрос на такие истории. Появляются пьесы о вернувшихся с СВО бойцах, пьесы о военных действиях. Часто это документальные пьесы, написанные после общения с прототипами. Таковы "Фуга ля минор" Артема Малахова, "Время надежды" Марата Шахманова, "Сказочник" Елены Коллеговой, "Хорошие фото с поминок" Ольги Погодиной. Елена Коллегова. Фото: страница автора ВКонтакте Театру необходимо отражать современность. Во все времена, от античности до возрождения и сегодняшнего дня, ставились, прежде всего, пьесы, актуальные для той страны, где находился театр. Софокл, Аристофан, Еврипид писали для своего театра, для греков – своих современников; авторы средневековых фарсов – для своего зрителя; Шекспир писал для конкретной труппы и для пространства театра "Глобус"; Мольер писал для своих актеров и для французского общества своей эпохи; Островский – для Малого театра с его актерским коллективом; Чехов и Горький – для МХТ. Даже "Пещное действо" как инсценировка книги пророка Даниэля была создана тоже в конкретных обстоятельствах и в конкретное время и для конкретного представления. Сегодня авторский театр "режиссер-драматург" опять возвращается к нам, только в новом качестве. Драматурги часто обижены, что режиссер что-то меняет в их пьесе, режиссеры удивлены, почему драматург пишет так, а не по-другому. И часто режиссер начинает сам для себя сочинять инсценировки и пьесы, а то и просто придумывать спектакли, собирая документальную информацию, или создавать свои спектакли на основе любого материала этюдным методом, или предлагать свои варианты классики. А драматург, в свою очередь, зачастую начинает ставить свои тексты, как Николай Коляда, Олег Богаев, или Дмитрий Богославский. Действительно, новаторскому тесту сложно вписаться в реальность репертуарного театра. И не всякий репертуарный театр сможет принять интересный, хлёсткий текст. Кроме того, сильный режиссер обязательно будет искать интересное решение для пьесы, а это значит – менять ее. Думаю, тенденция слияния ролей режиссера и драматурга в целях реализации авторского видения дальше будет развиваться и крепнуть и приведет к открытию новых очень интересных театров. Ринат Ташимов. Фото: страница автора ВКонтакте.

Молодое вино, или Немного о современной драматургии
© Ревизор.ru