Обеспечивал подземку бетоном
В преддверии 80-летия Победы «Вечерняя Москва» вспоминаем тех, кто в годы войны работал в Метрострое. Одним из них был москвич Семен Беспалов, родившийся в 1926 году.
Весной 1943 года комсомолец Сема Беспалов, которому было 16 с половиной лет, был мобилизован на строительство метро. Из-за плохого зрения работать под землей его не допустили, но направили на завод № 7 Метростроя, который обеспечивал подземку бетоном.
Сема сперва стал слесарем в ремонтной бригаде. Он писал в воспоминаниях, переданных в редакцию: «Cо снабжением инструментом было туго, и мы сами изготавливали зубила, молотки, кувалды». Через год его перевели в технологическую бригаду дежурным слесарем 5-го разряда: он «считался хозяином в вечернюю и ночную смены, имел право останавливать механизмы».
Как это часто бывает, из всей работы Семену Беспалову лучше всего запомнились ЧП. Однажды Беспалов остался на весь вечер и ночь без кочегара и слесаря-сменщика (составитель их графика ошибся), и ему пришлось самому еще и добавлять в котлы топливо и воду: «Как назло, начались поломки: то насос, то бетономешалка, то транспортер». Слесарь закрутился и забыл про котлы. А часа в четыре утра присел в углу и не заметил, как уснул. Пришедший механик обнаружил, что котлы выкипели, топки погасли, завод на волосок от аварии — а Беспалов, судя по вахтенному журналу, домой не уходил. Значит, пропал! Только к 11 часам Семен продрал глаза и подал голос...
В другой раз надо было обесточить для ремонта горизонтальные транспортеры. Семен легкомысленно полез к отключающему предохранителю без диэлектрических перчаток — а там оказалась разбита трубка, и он коснулся проволоки под напряжением. Сема ухитрился отдернуть сведенную током руку, выполз во двор и два часа сидел на лавочке, прислушиваясь к биению сердца. Потом надел перчатки, все отключил, сделал ремонт — и никому не проболтался.
В 1944 году на завод пришло пополнение: правительство перебросило в Метрострой комсомольцев с других предприятий. В новой группе оказалась красивая блондинка Надя Дмитриева. Между ней и Беспаловым вспыхнули такие сильные чувства, что сразу после Семиного 18-летия молодые люди поженились. А в феврале 1946 года, в 19 с небольшим, юноша стал отцом.
С 1946 года Беспалов учился на энергетическом факультете Московского электромеханического института на дневном отделении. До октября 1951 года, почти до самого диплома, он продолжал трудиться на заводе в вечерние и ночные смены электромонтером. Впоследствии он много лет работал инженером и был благодарен заводу № 7 за разнообразный опыт.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Горайчук, историк метро:
— В конце 1944 года стала строиться 4-я очередь метро. 1 января 1950 года был открыт первый участок Кольцевой линии со станциями «Курская», «Таганская», «Павелецкая», «Серпуховская» (ныне — «Добрынинская»), «Калужская» (ныне — «Октябрьская») и «Парк культуры». Следующие два участка открылись в 1952 и 1954 годах.