«Говорит Москва, работают все радиостанции»: как советский диктор Юрий Левитан стал символом Победы?

В годы Великой Отечественной войны Юрий Левитан выходил ежедневно в прямой эфир со сводками Совинформбюро. Голос молодого советского диктора, которому в 1941 году не было еще тридцати, слышала вся страна. Однако никто не знал, как выглядит Левитан, ведь его фотографии никогда не публиковались. Он был одним из «личных врагов Гитлера и Геббельса, внесенным в особые списки на уничтожение за солидную награду, поэтому все годы войны народного диктора тщательно охраняли. В материале MIR24.TV — о том, как Юрий Левитан стал голосом Советского Союза.

«Говорит Москва, работают все радиостанции»: как советский диктор Юрий Левитан стал символом Победы?
© Мир24

«Во время ночного радиоэфира его и услышал Сталин

Левитан человек невероятной судьбы. Хотя его карьера пошла на взлет, когда ему было всего девятнадцать, путь Левитана нельзя назвать простым. Родился он во Владимире в 1914 году в семье портного и домохозяйки. С детства увлекался театром и, окончив 9 классов в возрасте семнадцати лет, отправился в Москву, поступать в кинотехникум. Вот только провинциальный акцент, в юности Левитан сильно окал, никак не способствовал карьере в кинематографе и его не приняли.

Однако домой он возвращаться не стал, и судьба была к нему благосклонна. Совершенно случайно Юра увидел объявление о наборе дикторов во Всесоюзный комитет по радиовещанию при НКПТ.

«Можно только догадываться, насколько непросто было мальчишке из провинции преодолеть себя и бороться за место радиоведущего, конкурируя с артистами московских театров. Комиссия оценила его необыкновенно глубокий бас и, хотя сначала его взяли лишь на должность дежурного диспетчера, уже через два месяца он стал стажером. Благодаря упорным усилиям сумел избавиться от акцента и ему доверили читать ночные новости. Во время такого ночного радиоэфира в 1934 году его и услышал Сталин, которого настолько впечатлил голос диктора, что он распорядился, чтобы именно он озвучил его доклад по радио на XXVII съезде ВКП(б).

С этого момента и начинается головокружительная карьера главного диктора страны. Начиная с 1935 года Левитан вел все парады на Красной площади, неудивительно, что 22 июня 1941 года, когда началась война, именно он, после Молотова, сообщил советскому народу о нападении гитлеровской Германии на СССР.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. Он говорил с такой уверенностью и силой, что эти слова, как заклинание, запомнили миллионы людей, собравшихся у громкоговорителей в тот роковой день.

Существует много свидетельств тому, что Юрий Левитан был не просто диктором, а символом надежды на победу. Когда звучал его протяжный твердый голос, легче воспринимались новости о тяжелых кровопролитных боях и отступлении наших войск вплоть до 1943 года. Сочетание таких личных качеств Левитана, как вера в свои силы, несгибаемый характер, трудолюбие, скромность, любовь к Родине, к своей профессии, желание приблизить День Победы, вероятно, добавляли в этот голос интонации, сделавшие его важной частью силы народа, победившего в войне, в которой ему противостояла вся Европа.

«Неслучайно рейх обещал 100 тысяч рейхсмарок, если бы его доставили в Берлин мертвым, 250 тысяч — живым за голову советского диктора. Геббельс хотел, чтобы он объявил о победе великой Германии над Советским Союзом, а Гитлер считал его личным врагом, — дополняет Ольга Семаева.

«Не дай бог, чтобы дрогнул голос

Великая Отечественная кардинально изменила жизнь Левитана, превратив его голос в мощное оружие информационного фронта. На протяжении всех лет войны Левитан каждый день зачитывал фронтовые сводки и приказы Верховного Главнокомандующего. Вопрос о местонахождении диктора во время войны долгое время оставался одной из интригующих загадок отечественной истории. Многие советские граждане полагали, что знаменитые слова «Говорит Москва! действительно звучали из столицы.

Реальность оказалась сложнее и драматичнее. С началом войны германское командование прекрасно осознавало психологическое значение передач Левитана. Гитлер объявил диктора личным врагом. Немецкая разведка предпринимала активные попытки установить местонахождение человека, чей голос поддерживал моральный дух советского народа. Меры безопасности, принятые в отношении Левитана, были беспрецедентными.

«После эвакуации из Москвы осенью 1941 года диктор был тайно переправлен в Свердловск (ныне Екатеринбург). Именно оттуда, из специально оборудованной студии, расположенной в подвале здания на улице 8 Марта, звучал голос, сообщавший стране о положении на фронтах. Технические специалисты разработали систему, позволявшую транслировать передачи таким образом, чтобы создавалось впечатление московского вещания.

Информация для выпусков поступала по телефону, сигнал ретранслировался радиостанциями по всей стране, что мешало фашистам зафиксировать головной радиоузел. О пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.

Весной 1943 года, когда стратегическая инициатива на фронтах начала переходить к Красной армии, Левитана перевели в Куйбышев (ныне Самара), куда были эвакуированы многие правительственные учреждения.

Передвижения диктора строго контролировались органами госбезопасности, а информация о его местонахождении являлась государственной тайной высшего уровня.

«Не дай бог, чтобы дрогнул голос. Не дай бог, чтобы в нем прозвучала паника, растерянность, смятение. Ведь это будет замечено всеми и вызовет аналогичную реакцию…, — делился впоследствии Левитан.

О том, как выглядит главный диктор страны, знали немногие. Чтобы обезопасить Левитана, в годы войны распускали ложные слухи о его внешности. Это обстоятельство едва не помешало произнести долгожданные для миллионов людей слова — сообщение о Победе.

«Радиостудия, откуда велись такие передачи, находилась недалеко от Кремля, за зданием ГУМа. Чтобы попасть туда, предстояло пересечь Красную площадь. Но перед нами - море людское. С помощью милиции и солдат взяли с боем метров пять, а дальше — никак… «Товарищи, — кричу, — пропустите, мы по делу! А нам отвечают: «Какие там дела! Сейчас по радио Левитан приказ о победе передаст, салют будет. Стойте, как все, слушайте и смотрите! Ничего себе совет... Но как быть? Если пробьемся дальше, в такое плотное окружение попадем, что не выберемся. И тут нас осенило: в Кремле ведь тоже есть радиостанция, нужно читать оттуда! Бежим назад, объясняем ситуацию коменданту, и тот дает команду охране не останавливать двух бегущих по кремлевским коридорам людей. Вот и радиостанция. Срываем с пакета сургучные печати, раскрываем текст. На часах 21 час 55 минут. Говорит Москва. Фашистская Германия разгромлена..., — вспоминал Юрий Левитан.

Возвращение Левитана в Москву состоялось только в 1945 году, когда угроза столице миновала. Знаменательные слова о капитуляции Германии прозвучали уже из московской студии, завершив важнейший этап в профессиональной биографии диктора.

Послевоенная карьера Левитана продолжалась столь же блистательно. Диктор зачитывал важнейшие государственные сообщения, вел репортажи с Красной площади, озвучивал документальные фильмы.

«Голос Левитана стал неотъемлемой частью информационного ландшафта страны, своеобразным звуковым символом эпохи. Феномен Левитана заключался не только в уникальных голосовых данных, но и в удивительной способности передавать эмоциональный подтекст сообщений. Когда диктор читал сводки о поражениях, слушатели ощущали скорбь, но никогда — отчаяние. Сообщения о победах в его исполнении вселяли уверенность и гордость, мобилизуя народ на дальнейшую борьбу, — подытожила Надежда Капустина.

Жизненный путь Юрия Левитана завершился в 1983 году, но память о человеке, чей голос стал символом Победы, продолжает жить в сердцах миллионов людей. Профессиональное мастерство, патриотизм и личное мужество диктора заслуживают глубокого уважения и признания потомков.