Как московские ювелиры ковали память о Великой Отечественной войне
Орден Отечественной войны в наше время воспринимается как один из самых известных символов Победы. Это пятиконечная звезда с лучами красной эмали на фоне расходящихся лучей другой звезды (золотой в ордене I степени, серебряной - II степени) и скрещенных шашки и винтовки Мосина. В центре - изображение серпа и молота и надпись "Отечественная война".
Это был первый орден, учрежденный во время самой войны - в 1942 году, и первый орден, делившийся на степени. Список подвигов, за которые полагалась такая награда, был совершенно определенным и конкретным - такое тоже было впервые. За время войны орденом I степени были награждены почти 325 тысяч человек, орденом II степени - более 950 тысяч.

К 40-летию Победы, в 1985 году, орден было решено вручать как награду ветеранам: его должны были получить абсолютно все оставшиеся в живых к тому времени участники Великой Отечественной войны. Требовалось около 9 миллионов экземпляров. Изначально все ордена изготавливались на московском Монетном дворе, однако масштаб юбилейного выпуска превысил его производственные возможности, и Монетный двор обратился за помощью к Московскому ювелирному заводу (МЮЗ, сегодня MIUZ Diamonds). Для выполнения этой задачи завод практически полностью приостановил выпуск своей основной продукции, часть его сотрудников прошла специальную подготовку на Монетном дворе, а на МЮЗ была привезена огромная печь для обжига эмали. Сегодня на предприятии всё ещё трудятся мастера, которые участвовали в этой работе. Они с гордостью вспоминают напряжённые месяцы, когда весь завод сосредоточил свои усилия на создании памятных наград: "Для нас, ювелиров, участие в этом проекте было не просто технической задачей - это был долг чести".
Юбилейные ордена 1985 года, в отличие от военных, производились методом штамповки - это позволило выдержать нужные сроки и объёмы. Была несколько упрощена конструкция: знак стал цельным, без накладных деталей. Изменились и материалы - от золота и серебра пришлось частично отказаться. Однако это никак не умаляло значимости награды. В ней жила душа всех тех, кто был к ней причастен.
Производство этих орденов оставалось частично ручным процессом, где ключевую роль играли женщины. Они выполняли работу по штампу, предоставленному Монетным двором, занимались сборкой и финальной отделкой. Особое внимание уделялось этапу эмалирования: заводские специалисты проявили здесь исключительное мастерство, опираясь на исторический опыт предприятия в работе с эмалью. И сегодня новому поколению мастеров они передают не только профессиональные навыки, но и воспоминания о ярких страницах истории ювелирного бренда.
Большинство из тех девяти миллионов орденов были вручены по назначению, но часть из них запланированно попала в музеи и коллекции. В идеальном состоянии они хранятся, например, в Государственном историческом музее, где их может увидеть любой желающий.